понедельник, 22 декабря 2014 г.

О вечном...

Как принято говорить у нас, у историков-профессионалов (спасибо Вам, Сергей Романович Лях, за этот незабываемый термин, который сопровождает меня вот уже двадцать лет в жизни!) - так исторически сложилось, что в публикациях возникла некоторая пауза. 

12-14 декабря я был в Запорожье. Потому что была возможность, потому что был повод, потому что было ощущение, что "надо"... Спасибо всем откликнувшимся друзьям, вашими силами в течение двух недель была получена сумма, необходимая на оплату очередного нового курса химиотерапии и в среду, 10 декабря мама успешно этот курс прошла. Как водится, второй и третий день после этой процедуры - самые тяжелые... В понедельник утром нужно было обязательно быть снова в Киеве, поэтому я уехал, и, казалось, маленькую вечность ждал, когда мама снова сядет за компьютер и начнет писать. Хотелось подготовить текст про перипетии лечения онкологических заболеваний, но как-то не ложилось на душу. Не хочется об этом, хоть ты тресни. И вот вдруг тема денег, которую с математической точностью мама подняла - вдруг отозвалась в душе и воспоминаниями и ощущением, что это "оно".

2 сентября 1996 года, когда мы с университетскими товарищами меняли в "Приватбанке" старые недо-деньги на новые гривны - мне запомнилось надолго. Исторически-математические параллели, наверное, вещь вдвойне убойная.

Среди новеньких бумажек мне выдали купюру, достоинством в 1 гривну, на которой, к своему удивлению, я обнаружил фотографию своего раскопа из археологической экспедиции "Black Sea Project" сезона 1995 и 1996 годов. Древнегреческая улица, базилика 4 века нашей эры, в тени которой 16-18 летние студенты Запорожского государственного университета и нескольких американских колледжей отдыхали во время Fruit Break (перерыв на фрукты). Вот она:


Эту самую улицу своими руками я раскопал на глубину трех с лишним метров до самого материка (bedrock - как говорили американские историки, т.е. до первозданного уровня, скалы, глубже которого уже нет и не может быть никаких признаков жизнедеятельности). Ни с чем не сравнимое чувство, которое невозможно описать, но именно оно заставляет всех этих немного сумасшедших археологов терпеть лишения и невзгоды. Вместо купания в море (вот ведь оно - рядом!) с лопатами, щетками, совками и ведрами под палящим солнцем с пяти часов утра до полудня (после полудня совсем нельзя - сгоришь к чертовой матери) - снимать сантиметр за за сантиметром культурные слои. В этот момент ты своими руками ощущаешь, что мимо тебя проходит САМО ВРЕМЯ. Вот ты снимаешь глину - находишься в девятом веке. Копнул на двадцать сантиметров глубже - и уже в шестом веке. А вот ориентировочно в четвертом веке нашей эры ты натыкаешься на груду обгорелых деревяшек - был пожар и дом, когда-то стоявший тут, обрушился и со временем его засыпали и затоптали...

А, самое главное, в этой земле и глине ты видишь только то, что оставили после себя люди, жившие здесь сотни и даже тысячи лет назад. А где сами эти люди? Что они говорили в эти годы? Возможно, тоже, какие-нибудь хазарские торговцы провозглашали "херсонеснаш" и требовали немедленно присоединить свой торговый квартал к Великой Римской Империи и сообщали о зверствах греческих карателей, которым Херсонес вообще никогда не принадлежал... Где те торговцы и где та Римская империя?

А ощущение от купюры, которую я тогда впервые взял в руки - осталось. Ощущение того, что это все настолько незначительно и неважно в масштабах мировой истории. Да простит мне мой излишний романтизм уважаемый мной профессор Лях... ))

Комментариев нет:

Отправить комментарий