вторник, 23 декабря 2014 г.

Где деньги? Где деньги... - в диаграммах!

     Кажется, настало время вспомнить, что есть у меня диплом, в котором написано, что я окончила Алтайский политехнический институт по специальности "Электронные вычислительные машины" с присвоением квалификации "инженер-математик". Давно, конечно, это было, но будем надеяться, что какие-никакие запасы знаний еще остались. Хватит уже кругами ходить. Рубли - то, карбованцы - се, а гривни  с долларом - вообще... Пора уже узнать - сколько их было, и куда они все от меня подевались....
     Для начала пришлось подсуетиться. Привести ежегодные таблицы к единой денежной единице. Нельзя никак купоны с гривнями сравнивать. Не долго мучаясь, я все перевела в доллары. Правда  были трудности с годами, когда доллар шарахался, но я кое что усреднила , без всяких там интерполяций и экстраполяции, и тем более компиляции. Потом все доллары свела в таблицу, где столбики были - годы, а строки - виды доходов и расходов. Вот оно! Все мои денежки собрались стройными годами. Теперь можно и посмотреть.

Ага! Бывали все таки годочки, когда кое-что от доходов оставалось. Сын мой тогда на вольные хлеба подался, да там и остался. Мало того, что мои расходы сократились, так еще и от него вид дохода появился.
    Я, естественно, отправилась в разгул... Ведь с 1993 года практически нигде не отдыхала. Теперь наверстывать пришлось - июнь в Крыму (не будем о грустном, хотя очень больно). В сентябре поездом до Львова, а там автобусом в Европу. А на обратном пути в Карпаты.
    Так получилось, что превышение дохода в банк опять не попало. Это евры, которые оставались у меня после поездок, в коробочке дома лежали,  как-то не хотела я валюту государству доверять - времена для нее были смутные. Ждали они своего праздника в Париже. Не случилось....
     Эти загогулины роста очень наглядно показывают, что за двадцать с лишним лет я научилась жить на те деньги, которые ко мне попадали. Это было бы вполне смешно, если бы не столь печально... Среднегодовой доход - 3175$, а расход -  3090$. Даже не знаю,... Много это или мало? Мне хватало... Главное условие - не хотеть ничего не нужного...
     Разобравшись с вопросом  -  сколько?, можно  посмотреть - куда?  В этой диаграмме - все израсходованные за 22 года деньги. Если рассматривать каждый год - соотношение будет другим, но кому надо в это заныривать? Однако - расходы на здоровье составляют всего 6%,  только потому, что появились в таблице в 2010 году. В 2014 году они составляют 60% всех расходов.
    Питание и коммунальные услуги - половина всех расходов. Видно не вооруженным глазом. Мои одежки, косметика и путешествия - 15%. Комментарии здесь излишни.
        Совсем другое дело - ДРУГИЕ. Сюда попали расходы на сына, внучек и кота. Собственно, если высоким слогом - во имя чего?

Сын мой - поздний ребенок. После защиты диссертации, приобретения "Жигулей" и дома в деревне - пришел его черед. Так сложились обстоятельства, что с десятилетнего возраста мы с ним стали неполной семьей. Баловала я его, не баловала - этот вопрос не обсуждается,  делала все,  что могла. В период отрочества было у него два серьезных увлечения. Судомоделирование и военно-историческая миниатюра. И там, и там он участвовал в соревнованиях и получал призы. Но увлечения были довольно затратными.   С ужасом вспоминаю, как практически, каждое воскресенье, мы приезжали на "Малый рынок", и за коробочку с пластиковыми деталями, которую нам привозили по спецзаказу из Москвы, я отдавала сумму, как за пару хороших туфелек.
     Как-то  поделилась с коллегой по работе своим дурацким поведением. Это были годы 1992-94 - самые суровые. Он меня успокоил - радуйтесь, сверстники вашего сына на водку больше тратят. Таки, он оказался прав, когда на выставке военно-исторической миниатюры, я увидела, как солидные интеллигентные люди, как равному пожимают руку моему сыну - "душа, как говорится, петухом запела". Это уму не постижимо сколько стоили все эти коробочки. А сколько кропотливого труда было вложено в каждую композицию.

      Внучки мои тоже  в ДРУГИХ расходах. Тут подход остался точно таким же, как с увлечениями сына. Покупались какие-то совершенно невероятные куклы по каким-то невероятно высоким ценам. Но это - святое.

Еще один     из ДРУГИХ - кот персидский Дарий. Для своих - Дарик. Подарок мне на день рождения, который был маленьким смешным комочком, но очень быстро превратился в 6 килограммового вальяжного кота. Вот этого члена семьи я баловала по полной. Вот он-то, ни в чем отказа не знал, зато стоило мне войти в подъезд, несся со всех лап мне навстречу. А, когда почти 2 месяца,  я лежала с переломом позвоночника, лежал рядом. То ли лечил, то ли охранял.
     23% других с тем же самым прямолинейным подходом  за весь период, По годам картина совсем другая - например, в 2013 году на внучек падает 40%, всех расходов. В 1998 году на сына - 53%,



Эти холмики отражают состав затрат на питание. Конечно, только штуки, литры и килограммы отражают полезность приобретаемой еды. Здесь же видно только, на какую сумму покупались продукты. Гастрономия, овощи и фрукты, а также мясо и рыба практически постоянно составляют по четверти затрат. Еще четверть - молочные продукты и хлеб.  Все полоски по годам имеют примерно равную ширину. Зелененькая каемочка - заготовки на зиму. Вот, собственно и все...

          Как все это делается?

       Ежедневные расходы, а также ежемесячные доходы я записываю в таблице Excel. В ней сейчас 22 закладки. На каждой закладке - один год и две таблицы. Одна большая - строк сколько дней в году, столбиков - сколько видов расхода. Сюда ежедневно записываю, что потратила. Данные автоматически суммируются по итогам месяца и также автоматически попадают в маленькую табличку с итогами года. В этой табличке строк - сколько  видов дохода и  расхода, а столбиков - сколько месяцев в году.
         Работает это все просто. Например, купила я сегодня батон за 5,25 грн. Записала в строку 22 декабря в колонку "хлеб" - 5,25. Итоговая строка за месяц увеличивается на эту сумму и становится 19,29, эта цифра попадает в строку "хлеб" и столбик декабрь я сразу вижу на какую сумму я купила хлеба и булок в 2014 году - 179,59 грн. Все виды расходов отработ6ались годами, что-то исчезало, что-то появлялось. Сейчас 7 видов затрат учитывается в питании, и всех остальных 8.
        Не исключаю, что это примитивный подход "в лоб", зато сама придумала и душу вложила. Что-то типа ноу-хау.
           С шутки из ленты фейсбука я начала свой первый пост про любимое хобби. Заканчиваю тему  шуткой оттуда же. "Хотела отложить денег на старость... Не получилось... придется отложить старость и... стать молодой!"

4 комментария:

  1. С большим удивлением узнала, что не одна я такая продвинутая дурочка. Близкая подруга по "Альма-матери" и по жизни вообще, с утречка написала мне в скайпе - Прочитала, восхитилась очередной раз. Я, помня твои амбарные книги в Барнауле, тоже пробовала, но в таблице на компе это , конечно, эффективнее, веду несколько лет. Для себя я сделала вывод такой: очень дисциплинирует, особенно сейчас не хочется выходить за пределы пенсии, но и только! Накопленная статистика не применима в реальной жизни. Это "искусство для искусства", способ самовыражения личности и отражение окружающей нас действительности, прогнозировать (экстраполировать) по накопленным данным невозможно.Пусть молодые почитают внимательно, поймут, что их ждет впереди.

    ОтветитьУдалить
  2. я иногда просто не хочу даже знать, сколько я потратила) хоть это и неправильно )

    ОтветитьУдалить
  3. Помню я эти танчики и пушечки по всей комнате))) my

    ОтветитьУдалить
  4. С интересом прочитал. Большой труд, адская дисциплина :)) Респект "за подход".

    ОтветитьУдалить