понедельник, 1 декабря 2014 г.

Еще чуть дальше и больше

   В кулуарах конференции меня вместе с теоретиком-аспирантом пригласили в Киев, в институт геологии АН УССР. Мы прилетели летом. Погуляли по Киеву, покупались в Днепре, покутили в ресторанах и, пару раз провели семинары в институте - чисто разговорные. В институте этом стояла не какая-нибудь "Минск-22", а самый, что ни на есть "Днепр" - аналог праматери IBM. (Вспомнилась фраза - "будет наша ЭВМ лучше всякой IBM"). Программирование для этого монстра было каким-то супер навороченным. В институте был спецкурс на эту тему. Вот точно помню, что никто ничего не понимал толком. А потом некоторые из выпуска поехали в Бийск, где на крупном предприятии стоял этот самый "Днепр" как-то разобрались, в конце концов большими людьми стали. Но нам переводить огромные комплексы программ на эту чудо технику совершенно не интересно было. Не получилось с Киевом породниться.
   Запомнилась доска приказов в вестибюле института. Документы были напечатаны на украинском языке, хотя разговорного нигде, вроде, не слышала. Спустя почти 20 лет в молоденькой независимой Украине мне довелось столкнуться с необходимостью отправить в Киев устав запорожского предприятия на украинском языке. Уж не знаю, чего больше было смешного или грустного в этой истории. Сначала долго искали кто переведет устав на украинский, а потом долго пытались его напечатать на этом языке. Я работала тогда начальником вычислительного бюро и была у меня какая-то странная вычислительная машина типа "Наири" что-ли - не помню названия. На клавиатуре этой машины латиница с буквой "i". Вот и доверили мне это святое дело и, печатала я этот устав кириллицей с переключением на латиницу одной буквы, а букву "э" аккуратненько тоненьким черным шариком переворачивала, да еще одну точку к букве "i" где надо подставляла.

   В 1973 году все как-бы закончилось. Аспирант напечатал диссертацию и вышел на старт защиты. Я опубликовала 2 работы в таком вот журнальчике...



   Этот журнал выходил также на английском языке. Напрочь не помню, что там и как происходило, но за иностранные публикации выплачивались какие-то совсем небольшие суммы в валюте. Можно было открыть счет, например в швейцарском банке и гонорар разместят туда. Кажется 10$ делилось на всех авторов. Я покидала Академгородок по английски, увольнялась из института заочно, вопрос этих гонораров остался в неизвестности. Чисто интересно - скоко процентов за 40 лет в швейцарском банке у меня набежало? 
    Первенец мой "Полиэдр" - комплекс программ для кристаллохимических расчетов получился красивым, работоспособным и трудолюбивым. Работал на благо науки изо дня в день, но это уже были серые будни - время праздничных открытий прошло, По сути имелась готовая диссертация, но высовываться с ней было нельзя пока аспирант не застолбит свою теорию. В большой науке действуют все законы достижения первенства, установленные участниками всевозможных состязаний, Зачастую методы бывают довольно грязными, Один из таких был применен в состязании между институтом Математики и Автоматики одного и того же Сибирского отделения АН. 
    В газете "За науку в Сибири" директор института Автоматики член-кор. Ю.Е.Нестерихин в те времена писал - "Сегодня и в условиях коммунистического завтра человек главный инициатор и решающее звено социалистической системы". Вона какие понятия в головах член-коров были. Но некоторые звенья оказались не решающими... Научный руководитель вынужден был перебраться в Москву. Когда устроился, пристроил диссертацию к защите, которая и состоялась в апреле 1974 года. И она была первой во всем СССР на эту тему. После защиты, как водится, был банкет в маленьком ресторанчике (кажется на Ленинском проспекте) певичка работала под Эллу Фицджеральд. Диссертант держался до последнего и упал только, вставив ключ в дверь комнаты в старинном купеческом доме, которую нам временно предоставил один из друзей.

    - Скажи зачем нужно было защищать кандидатскую диссертацию, чтобы напиваться как сапожник? - вопрос, заданный мной с утра. В скором времени аспирант по своей воле отправился туда откуда его посылали, а я в сердцах рванула к родителям в благодатную тогда еще Украину.

    Последний лучик моих успехов выглядит так... приятен глазу до сих пор...



        Ко всей этой сугубо научной информации остается добавить, что в то же самое время я активной комсомолочкой была. Заместитель секретаря комитета комсомола по идеологии - во как. На заводе, там,  фабрике или стройке - обычное дело идеология - класс то рабочий - гегемон. А, вот среди комсомольцев, окончивших НГУ, а до этого ФМШ, аспирантов и кандидатов с невероятной концентрацией сугубо своих убеждений на  всевозможные события - вопросы коммунистической идеологии трактовать приходилось разве, что не жестами. Слова язык выговаривать не поворачивался. Тем не менее,  рекомендовали меня к вступлению в КПСС, документы уже рассматривались в райкоме.  Ух, и карьера бы у меня с партбилетом могла получиться. Мне все равно его пришлось получить, но в 42 года и совсем не надолго. Включили меня и в состав комсомольской группы, вылетающей попраздновать в июле на Кубу. Но вместо всего этого в июле я улетела в Запорожье. 
        Песня вся, песня вся, песня кончилася... Не ходите девки замуж...




Комментариев нет:

Отправить комментарий