четверг, 25 декабря 2014 г.

Где эта улица? Где этот дом...

       Вчера разговаривала по телефону со старшей  внучкой Марией. Она следит за моим блогом внимательно. Нравятся ей мои истории. Мы кое-что обсуждали, и, неожиданно для меня, дала внучка совет - Напиши про свою батькивщину, про то откуда ты, про Барнаул. Сегодня с утра я подумала, что нет смысла описывать город... Вот дома, в которых я жила... Улицы на которых они стояли... Почему бы и нет?

                                                            Проспект Ленина 



Дом №60. В этом доме жила моя бабушка. После ее смерти в 1976 году мы переехали в ее квартиру из студенческого общежития, в котором жили по возвращении из Академгородка.

      Отсюда  в июле 1990 годы отправились мы с сыном в благодатную Украину. Спустя год сын написал -

"Горят в земле обетованной, печальные костры.  Висят во тьме благословенной  разбитые мечты"

       Второй этаж справа - второе окно кухни, третье - комнаты. Из этих окон мой сын почти 12 лет смотрел на центральную улицу города. Фактически это его "родовое гнездо" - на заднем плане виднеется двухэтажное серое здание родильного дома. В этом доме когда-то родилась я, а спустя 30 лет не хотел рождаться мой сын - почти целые сутки отчаянно сопротивлялся. Дело закончилось тем, что меня разрезали и вынули упрямого мальчика. Кесарю - кесарево.
      На первом этаже дома был магазин "Лакомка". Конфеты, торты и пирожные - всегда под рукой, а уже перед отъездом здесь удобно было выстаивать в очереди за 1 кг сахара - далеко нести не надо.                        
                                                                                                     
   
Дом №67. Жила в этом доме с  лета 1953-го по осень 1959-го. Наша двухкомнатная квартира  на втором этаже - крайнее слева окно. Отсюда пошла в первый класс семилетней школы №45. Витя Косихин - сегодня один из самых известных предпринимателей города жил тоже в нашем подъезде на третьем этаже.
    Спустя много лет мы с сыном часто посещали магазин "Культтовары" в этом доме (сейчас обосновался "Ив Роше"). Одним из самых покупаемых товаров культурного назначения были пластинки для стереопроигрывателя "Вега", там же была приобретена и гитара. С гитарой не сложилось, а огромное количество пластинок до сих пор со мной.
      Вспомнилось, что именно в этом магазине сын в возрасте 4-5 лет открыл закон накопления денег. Я рассчиталась за покупку. Вместо одной бумажки получила несколько  мелких на сдачу. Любознательный ребенок сделал вывод: чтобы всегда было много денег - надо отдавать в магазине одну, и получать назад много.

                                       



 Дом №74. 
На месте этого дома стоял дом, с которым связаны  мои первые воспоминания. Я так думаю, что эта фотография с подругой под окошечком, года 1949. Вот этот зелененький домик с "Цветы" и виден на заднем плане старого снимка. Именно из такого окошечка со ставнями (с другой стороны дома) я смотрела на Ленинский проспект, когда там еще никакого асфальта не было. Вот это место в начале  в 50-х, "зеленый" дом уже стоит, а кинотеатр "Россия" строится.


    В этом доме слушала бабушкины рассказы о войне и блокаде. В этом доме топили печку. Перед праздниками бабушка варила овощи для винегрета. Сколько этих овощей я переварила, для скольких винегретов... Но, этого чудесного аромата праздника, которым я наслаждалась в детстве, сваренные мной морковь и свекла почему-то не имели. Может потому, что винегрет стал не праздничным блюдом...     
      Из этого дома меня водили в детский сад. Хорошо его помню, он стоял по проспекту Ленина, сразу за мостом.  Посмотрела на карте, сейчас на этом месте стоит высотный красивый дом.  По этой же карте обнаружила, какое большое расстояние проделывала моя мама со мной каждое утро. Зимой мы добирались на санках - это было такое типа кресло металлическое сзади ручка, как у  коляски, Я сидела, а  в ногах  зачастую устанавливалась пишущая машинка наверное "Ундервуд", на которой иногда маме приходилось работать дома. Меня завозили  в детсад, а потом  машинка катилась дальше  - до котельного завода.

    Еще одно здание которое стояло левым крылом по проспекту Ленина, правым по проспекту Калинина, а передом на Октябрьской площади. Этого здания,  средней школы №25, уже в городе нет - снесли.  Пришла я в эту школу  в 9-й класс после восьмилетки, и закончила 11-й в 1965 году.
      Для всех нас школьные годы чудесные... На 25-ю школу накладывалась ее совершенно не типовая архитектура, какой-то ореол необычности... Фойе на втором этаже перед учительской  на большой перемене превращалось в прогулочный зал сплошных гениев, "Грузите апельсины бочками" - пожалуй самое памятное выражение той поры. Все обсуждали повесть Аксенова в "Юности"  На школьных вечерах там же танцевали, кажется это были сначала твист, а потом шейк.
       Года два назад я набрела в интернете на сайт своей школы. Там все волнительно было читать и про учителей, и про учеников. Но информация об однокласснике меня просто потрясла. На  YouTube выложен документальный фильм "Загадка "черного принца" - это про атомную подводную лодку (саму по себе уникальную), которая случайно сперла у американцев секретный кабель, просто потому, что он  намотался на винт, и начались всякие остросюжетные действия. Дело было в 1983 году - смотрится интересно, так вот командиром этой подлодки и был мой одноклассник Вадим Терехин, который в последствие был начальником знаменитой Владивостокской мореходки им. Макарова.

      Дом №46. Политехнический институт -  проучилась с 1965 по 1970 годы, совершенно не зная того факта, что образовался он  из машиностроительного института, эвакуированного из Запорожья в 1942 году. Не знала того, что многие преподаватели были запорожцами. В регистратуре детской поликлиники Запорожья, рассматривая  мой паспорт медработница узнав, что я из Барнаула, сказала, что в этом городе с войны живет ее брат. Оказалось, что это был Леонов Л.П., который читал у нас курс высшей математики и теорию вероятностей.

      Так получилось, что проспект  Ленина - главная улица города, с которой связана вся моя жизнь в Барнауле почти с самого рождения и до отъезда. Или жила, или училась, когда жила на другой улице. А какой бы была эта жизнь, если бы проспект оставался Московским, а не переименовывался в честь вождя революции?

    Дом №156 по просекту Ленина, но в г.Запорожье. Здесь я живу почти пять лет,  Сдается мне, что эта улица будет переименована так сразу, как только город денег на эту процедуру накопит. Одним из имен этой улицы было имя Адольфа Гитлера. А какой бы была жизнь сейчас, если бы оно осталось?



    Разумеется, совсем не важно как улицы называются, встречаются такие замысловатые названия... - куда важнее как люди на них живут. Я тут на вспоминалась, и сделала вывод я на своей улице жила по разному...

1 комментарий:

  1. Не могу оставить без внимания сегодняшнее сообщение барнаульской подруги в скайпе. Что-то сама она с комментами тормозит, несмотря на то что почти 30 лет управляла автоматизацией всех процессов на большом бриллиантовом заводе. Итак она пишет - "Прочла очередной опус с большим интересом. Родилось много воспоминаний. Факт о дороге в детсад ассоциируется с другими далекими дорогами. Рассказывали , в войну люди пешком ходили с Горы на заводы эвакуированные - Станкостроительный, Трансмаш.. Да мой папа ходил из-за Барнаулки в Пед. пешком на ул Крупской, там теперь Лингвистический институт (в рамках Пед. универа), где заправляет успешно Эдик Курлянд. С Косихиным долго работали на Кристалле (не уверена, что ты о нем пишешь, но тоже богач в бриллиантовом бизнесе)" Я добавлю к этому, что Эдик Курлянд - один из тех, что прогуливался по фойе 25-й школы. А дальше очень для меня интересно про школу - "На старом фундаменте 25 школы уже стоит практически точно такое-же внешне, но солиднее. Там будут художественные галереи и музеи. Общественность сейчас "колотится" во все инстанции, чтобы какой-то новой школе дали номер 25, много аргументов приводят в пользу необходимости этого, сейчас-то нет школы 25."

    ОтветитьУдалить