среда, 31 декабря 2014 г.

Новогоднее

Традиционно, в нашей семье Новый год встречали несколько раз. Пол-часа назад Новый 2015 год встретил Барнаул, за что я тоже поднял бокал. Через четыре с небольшим часа встретит новый год Киев. Хотим мы этого или нет - но наша родина находится там, где мы ее ощущаем. Когда-то, въезжая в Киев по Бориспольской трассе, я ощутил, что мой дом находится здесь. Такое же острое чувство пронзило в канун нового года на Софиевской площади. Многое вспомнилось в связи с этим на тему ощущений...


Летом 2000 года я был в Барнауле в последний раз. Среди рабочего дня вдруг меня одолело непреодолимое желание туда поехать. Настолько сильное и необъяснимое, что я явился к директору агентства, в котором работал в это время и сказал:
- Мне нужно срочно уехать на несколько дней.

И, вероятно, что-то было такое в моем взгляде, что директор посмотрел на меня и отпустил меня без лишних  вопросов. Накопленных денег в этот момент было достаточно, чтобы оплатить дорогу в один конец на двоих человек (я и моя подруга Лена) - поезд Запорожье-Москва, самолет авиакомпании "Сибирь" Москва-Барнаул.

Когда я сказал отцу, что собираюсь приехать и денег у меня только на дорогу в один конец - что-то в моем голосе было то же самое, что подействовало раньше на моего директора. Отец просто сказал:
- Я понял. Приезжайте. На обратную дорогу деньги найдем.

Мы прилетели рано утром в Барнаул, совершив заход на посадку над рассветным сибирским лесом. А это, поверьте, незабываемое зрелище - смотреть на густой лес до горизонта, перемежаемый озерами и речками, подсвеченными лучами восходящего солнца. отец встретил нас на зеленой "Шестерке". Не той, конечно, цвета "Коррида", чей запах я помнил с детства каждой клеточкой своего организма, другой, но очень на нее похожей... Он очень торопился. Говорил, что сказал бабке и деду, что внук приезжает и они уже в нетерпении. Очень ждут.

Еще не было десяти часов утра, как мы были в гостях у самых старших Гринов на проспекте Красноармейском. Варвара Евсеевна и Михаил Петрович встретили нас, накрыли стол. Очень радовались. Когда я впервые увидел деда в тот день - у меня было странное чувство, которое нашло объяснение вскоре. Мне показалось, что человек, который стоит передо мной в коридоре, которого я помню в своих еще детских воспоминаниях - на самом деле больше не живет. Это была лишь тень некогда жившего человека. Дед храбрился и старался выглядеть подобающе своему взрослому внуку, который привез, ни много, ни мало - невесту на смотрины. Даже потянул стакан портвейна за столом, после которого, правда, закашлялся и больше не экспериментировал... Бабушка тогда выскочила провожать нас в подъезд, махала рукой и повторяла "Внучат! Внучат хочу увидеть!"... Никогда не забуду это доброе лицо, которое в тот день я видел в последний раз.

В своей традиции, после встречи со стариками, я устроил сюрприз своему закадычному другу Пашке, до вечера мы гуляли вместе по улицам Барнаула. Они тоже врезались навсегда  в память одной картиной.

Свернув в боковую улицу от невыносимо шикарного и блистающего новой цивилизацией проспекта Ленина - центральной улицы города, - я с удивлением обнаружил контраст. В ста метрах от показного великолепия и "элитных" новостроек оказались буквально вросшие в землю черные избы с маленькими, едва ли не слюдяными окошками. Какие, я уверен, стояли на этом же месте и сто и двести лет назад. И вот как раз к одной из таких изб подходят два страждущих местных алконавта с лицами такого же иссиня-черного цвета. Причем в каждом их движении и жесте читается, что в этом - весь смысл их жизни... Человек стучит в окошко избы, а оно буквально на уровне не выше полутора метров от земли. Не от асфальта - от ЗЕМЛИ. Окошко открывается в ответ на стук. В окошко человек вбрасывает деньги и буквально трясется в ожидании. Из окошка высовывается рука с пластиковой бутылкой емкостью пол-литра. Человек (да, это был все-таки человек...) хватает эту бутылку, срывает одним движением пробку и залпом выпивает содержимое. И тут же падает рядом с окошком на землю с удивительно блаженным выражением на его, нечеловеческого цвета, лице.

Утром следующего дня нас разбудил телефонный звонок в доме отца. Отец быстро зашел в комнату, где мы спали,  и сказал:
- Сережа, мне нужно срочно уехать. Отец ночью умер.

Я не видел этого. Поздно вечером мы сидели там же дома и допивали литр водки на двоих с отцом. он говорил о том, что накануне так поразило меня:
- Он ждал тебя. Он не хотел уходить, пока не увидит тебя взрослого. Он дождался и просто ушел во сне. Со счастливой улыбкой на лице...

С тех пор, должен признать, я много раз не успевал в жизни. Говорил и делал что-то нужное слишком поздно. В канун 2015 года, почему-то, все мои мысли вращаются вокруг этого эпизода в моей жизни. И хочется пожелать всем только одного - не ждите, когда станет слишком поздно. Говорите и делайте СРАЗУ все, что вам хочется.

Спасибо, отец, за это воспоминание. За этот, и многие другие уроки в моей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий