воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Бабушка моя...

          Сегодня 7 декабря моей бабушке Соколовой Екатерине Степановне исполнилось бы 114 лет - ровесница двадцатого века. Первые четкие воспоминания связаны именно с ней. С ней я провела первые месяцы и годы свой жизни. Родители были очень молодые и очень много работали - обычное дело.
      Жили мы тогда в деревянном одноэтажном доме, который носил странное название "жактовский" - что такое до сих пор не знаю, но помню наверняка.
Примечание из словаря Ушакова:
жакт — а; м. см. тж. жактовский В СССР до 1937 г.: жилищно арендное кооперативное товарищество (кооперативно арендное объединение, арендовавшее жилые дома у местных Советов с целью предоставления жилой площади своим пайщикам).

         Дом стоял на проспекте Ленина напротив кинотеатра "Россия" (которого тогда еще не было). Не было на проспекте никакого асфальта. Любимое мое занятие - рассматривать в окошко, как по пыльной или расхлябанной дороге двигались повозки с лошадьми, редкие машины, автобусы с одной дверцей (с появлением "маршруток" этот  автобус вспомнился, как наверное мучились его пассажиры при входе и выходе).  Дом этот снесли и построили большое административное здание, что там сейчас я не знаю. Не помню ничего кроме того, что когда-то там был СовНарХоз (появлялся такой прибамбас в управлении экономикой СССР в начале 60-х). 
      Очень хорошо помню все обустройство дома. Мы с бабушкой жили в одной комнате. Стоял там сундук самый настоящий. На нем я играла, слушала бабушкины рассказы о ее жизни. К сожалению ничего не помню о ее молодости, но рассказы о блокаде остались в памяти навсегда... Где бы не встретилось мне это слово, бабушка и мама становятся рядом...

    На этой фотографии семья  Соколовых - рабочего Ижорского завода и работницы детских учреждений. Моя мама - крайняя справа. Судя по ее возрасту это год 1929-30.


   Жили они в Колпино под Ленинградом. Перед самой войной построили дом и начали его обживать. Бабушка покинула дом с тремя детьми в 1942 году, после похоронки на мужа. В декабре 1942 года погибли под бомбежкой дети - Леня и Наточка. Бабушка с мамой эвакуировались в Сибирь. Пока они добирались до места назначения, блокада была прорвана.

Только в 1953 году бабушка попала в Колпино. Дом стоял как ни в чем ни бывало. Окна заколочены. Я не понимала тогда всех этих взрослых разговоров, в более взрослые мои годы к ним больше не возвращались. Суть, вроде, была такая, документы на дом утеряны, но бабушка хочет поехать на родину, все восстановить и остаться там жить. Было ей 53 года. Может быть так и случилось, если бы не рождение в 1954 году моих братьев близнецов. Не смогла моя бабушка оставить мою маму и внуков, 

       Вот моя бабушка в 1932 году - в центре первого ряда, а с краю мама моя сидит.


        Связь со своей родиной, знакомыми, родными бабушка не теряла всю жизнь. Обязательно раз в 2- 3 года (как деньги на поездку накапливались), она садилась в поезд и четверо суток ехала до Москвы, а уж оттуда рукой подать до Ленинграда. В 1954 году она взяла меня с собой, и показала все это мне.  Последнее ее путешествие было в 1973 году. А в 1976 моей бабушки не стало.

        Вот мы с моей бабушкой году, наверное, в 1953.


         
   Как любит заканчивать свои страницы мой сын. Спасибо, бабушка.


1 комментарий:

  1. у бабушки в деревне масса схожих фото. обожаю их рассматривать!

    ОтветитьУдалить