понедельник, 9 ноября 2015 г.

Политика и история

Полюбил в последнее время ранние утренние бдения. Когда встаешь до рассвета и есть 2-3 часа, чтобы спокойно, с чашечкой кофе поработать и написать что-нибудь полезное.

И сегодня собирался так сделать, но старый товарищ-однокурсник Валера Прозапас как-раз вечером опубликовал фотографию наших студенческих лет, чем заставил срочно перерыть собственные архивы и написать пару слов прямо сейчас. И откуда он знал, что именно про эти годы я собирался написать...

Собирался написать, потому что, в очередной раз за последние годы, в нашей жизни тесно сплелась история и политика. С одной стороны, меня это, как историка, совершенно не удивляет, а с другой, как гражданина - уже чертовски достало. Особенно вот это вечное нытье и жалобы на свою несчастную жизнь и на плохих людей, которые мешают нам жить... В очередной раз, как и многие мои коллеги по цеху - я вынужден был отключиться от пустопорожних разговоров, изолировать себя, по возможности, от поносного потока со всех сторон и сконцентрироваться на простых, понятных вещах - строительстве коммунизма в одной, отдельно взятой стране... 

Шутка.

Не так давно, в связи с командировкой во Львов, я уже вспоминал о том периоде моей жизни. Но тут мало того, что на протяжении нескольких лет я методично изучал историю украинского повстанчества. Мало того, что свой диплом я защищал на тему "Роль молодежи" (на третий год я обратил внимание, что подавляющее большинство этих героев были такими же, как я парнями и девушками в возрасте от 17 до 23 лет!). Я вспомнил две картинки и, опять же, картинки связанные с Мамой.

Чуть ли не с младенчества мои родственники и семейные друзья прочили мне политическое или дипломатическое будущее. Поначалу, когда я оказался на историческом факультете, я не очень отдавал себе в этом отчет, но когда понял, что на протяжении десятилетий именно Исторический факультет был основной кузницей кадров тогдашнего КГБ - мне вспомнился такой эпизод.

Дело было в 1990 году, как раз вскоре после нашего переезда в Запорожье. В гости к деду на очередной преферанс собрались его друзья и в том числе один из них - отставной подполковник КГБ. Меня, как бывает с детьми в таких ситуациях, притащили представить друзьям, похвастаться и так далее. Традиционно, взрослые в этой ситуации спрашивают "кем хочешь стать?" (как будто это их на самом деле интересует...). Подполковник тоже не был оригинальным и, глядя на меня сквозь дымчатые стекла своих очков, тоже задал этот вопрос. Дед опередил меня с ответом и задал встречный вопрос:
- А, что скажешь - может его в КГБ определить?
Меня поразил изменившийся взгляд Подполковника. Лицо его стало суровым (хотя и без того оно не светилось излишней радостью и беззаботностью). Меня мгновенно просканировали и его четкий чеканный ответ тогда меня озадачил:
- Нет. Ему там не место. Слишком умный. В КГБ такие не нужны.
То, что было сказано и как было сказано - произвело впечатление и на меня и на Маму и еще много раз после этого события она вспоминала мне эту фразу.

А в поисках картинок для иллюстрации воспоминаний о студенческом житье-бытье я наткнулся на совершенно другую историю, которую запечатлели на видео в 2009 году. С однокурсниками мы собрались, чтобы отметить десятилетие нашего выпуска. Делали это красиво, на природе с выпивкой и творческой программой. В творческую программу, совершенно спонтанно попал и я. И в этой истории дело оказалось вовсе не в "слишком умный". Просто оказалось запечатленным совершенно другое амплуа, на которое окружавшие меня там люди довольно странно отреагировали. Они подхватили разыгранную роль и даже по окончании чтения сказали "ох ничего себе... жаль, что мы так не общались, когда учились".


Мама очень любила этот ролик. И говорила, когда смотрела его:
- Ну какой ты, на фиг, историк, Сережа! А уж тем более - строитель... Великий артист пропадает!
Остается, наверное, только сказать спасибо Маме, за то что верила в меня все эти годы и была моим самым преданным зрителем, несмотря ни на какие мои эксперименты. А Маме Лене - за то, что научила меня понимать, как работают и как передаются зрителям эмоции...

1 комментарий:

  1. Видео ошеломило! Надо же так наизусть помнить Маяковского! Здорово! Браво!

    ОтветитьУдалить