среда, 4 ноября 2015 г.

Другая культура

Мы разные. Мы другие.

На считанные двое суток я окунулся в мир Западной Украины и, в совокупности со всеми остальными воспоминаниями, я снова обратил внимание на отчетливо заметную разницу в привычках поведения и в окружающей среде между жителями Востока и Запада страны.

Я вспоминаю, как в 1990 году, летом, только после переезда в Запорожье, мы с Мамой шли по улице и размышляли на тему моего незнания украинского языка. Дескать, мне можно его и не учить и знать его не нужно. Вскоре это вылилось в ожесточенную конфронтацию с преподавателем украинского языка и литературы в школе, которая, конечно, старалась изо всех сил мне и моему однокласснику - такому же сибиряку, как и  я - дать необходимые знания, чтобы сдать выпускные экзамены, а мы сопротивлялись.

Вспоминаю, как во время памятной туристической поездки во Львов в первый же вечер для развлечения с одноклассниками мы устроили хэппенинг "Переименуем улицу Александра Пушкина в улицу Степана Бандеры". Никакой политики. Просто ради собственного развлечения устроили театрализованное представление со сбором подписей, якобы, с ненавязчивой угрозой физического насилия у других посетителей в гостинице, таких же, как и мы, напуганных идиотскими пропагандистскими сказками про "западенцев".

Вспоминаю свой сознательный выбор специализации на первом курсе - национально-освободительное движение на Западно-украинских землях в 40-50-х годах ХХ века - и первые поездки за знаниями и литературой во Львов, знакомство с ветеранами ОУН/УПА. Я ведь, когда в 1995 году начал ездить сам - по-прежнему не то чтобы совсем не знал украинского языка, но старался не разговаривать, чтобы не оказаться в ситуации "а ти, москалику, вже приїхав". Запомнилась в этот период одна поездка в поезде Запорожье-Львов, когда в плацкартном вагоне в одном купе со мной ехали и разговаривали две женщины - одна с Луганщины, а вторая - из Прикарпатья. Я молчал и слушал, в разговоры не встревал, но суть запомнилась. Два человека, взаимно заранее напуганные - откровенно высказывали друг другу свои страхи и опасения, навязанные им стереотипы восприятия и, в конечном итоге, чуть ли не вышли обнявшись как две сестры, все в слезах.

Вспоминаю свою короткую поездку на машине на Западную Украину спустя много лет моего отсутствия там. В 2011 году я проехал почти четыре тысячи километров по разным дорогам и дорожкам и мне в глаза бросилось очевидное различие в том, как выглядят улицы и дома на Востоке и на Западе страны. На Западе постоянно ощущаешь аккуратность и хозяйственность, чистоту и порядок во всем и глубокое понимание того, зачем все это. На днях попалась на глаза короткая заметка, объяснившая мне суть этого ощущения. Цитирую полностью:
Город во Львовской области. Автобус. Сижу. Едем. Изучаю колоритного соседа - то ж просто вуйко з полонини. Як з картини!
Автобус проезжает мимо костела. Вуйко снимает меховую шапку, крестится. Нахлобучивает на лысую голову. Церковь православная. Вуйко снимает шапку, крестится. Дальше едем мимо греко-католической. Те же действия. И крестится, - заметьте! - справа налево, да троеперстием. Дальше автобус поравнялся с облупленной синагогой. Да-да! То же самое! Шапку сдернуть, осенить себя крестом.
На синагоге я сломалась. Склонилась к дядьке, спросила:
- Перепрошую - а чому пан на кожну церкву хреститься?
Серьезно и спокойно посмотрел на меня, пожал плечами и сказал удивленно:
- То є храм...
Почему-то стало стыдно. За себя и свои дурацкие вопросы. А также за тех, кто копья ломает в межконфессионных битвах.
То є храм... Просто и доступно.
(http://diana-ledi.dreamwidth.org/30480.html)
Я, конечно, сейчас снова напишу "Спасибо, Мама..." Но понимаю, что в очередной раз нужно объяснить, почему я сейчас это сделаю.

В 13 лет не мое было решение - уехать из Барнаула и переселиться в Запорожье. Конечно, я всю свою сознательную жизнь тогда мечтал об этом, но ведь, в конечном итоге, это Мама перевезла меня из Сибири в Украину. И, вспомнив вчера эту цепочку картинок, я снова хочу сказать тебе "Спасибо" за то, что ты позволила мне пройти этот путь и увидеть такие разные картины и понять, в чем разница.

Комментариев нет:

Отправить комментарий