понедельник, 6 апреля 2015 г.

О кораблях

То ли к большому сожалению, то ли к счастью - но в 1991 году не было возможности фотографировать все подряд, просто достав из кармана штанов смартфон с 8-16 мегапиксельной камерой. Но не факт, что нащелканные таким образом картинки (в этом контексте их язык не очень поворачивается называть фотографиями) - сохранились бы до сих пор. Так произошло со многими другими моментами истории, запечатленными мной - они бесследно исчезли, были стерты, потеряны, украдены вместе с ноутбуками и т.п. Картинки, которые сохраняет память - при этом приобретают ореол сказочности и какой-то святости. Именно это слово приходит на ум, когда я смотрю на это фото.

В 1991 году в тринадцать с хвостиком лет я оказался в судомодельной мастерской этого человека на ул.Сталеваров в клубе юных техников "ЗТМК" в Запорожье. Евгений Дмитриевич Еременко - настоящий Мастер. В какой-то момент я стал относиться к нему, как к родному отцу - о чем в минувшую субботу, спустя много лет с тех пор, я наконец сказал ему сам. 
За семь лет, которые прошли с 1991 года до момента, когда ежедневная рабочая рутина и бесконечная гонка за временем затянули меня в свой омут - я многому научился у "Шефа" (свои люди его иначе как "Шеф" не называли). В отличие от многих сверстников, которые откровенно не понимали, зачем я трачу время на всякую ерунду - я целыми днями своими руками резал, пилил, клеил, красил, точил, шлифовал, полировал и пр. разные детали к моделям. Огромное их количество разошлось за это время в виде подарков разным близким и не очень людям, неизменно вызывая неподдельный восторг. У меня ни одной не осталось. 

Я учился Создавать своими руками нечто, что раньше не существовало. Я учился думать одновременно о нескольких проектах и искать способы организовать свою работу таким образом, чтобы отдельные операции удобно группировались или выполнялись параллельно, взаимовыгодно дополняя друг друга. Учился гордиться своими достижениями, но при этом не кичиться ими, спокойно делать свое дело несмотря ни на какие золотые медали и не успокаиваться на достигнутом, потому что "есть лучше и хуже меня, и много людей и богов, и в каждом - метанье огня, и в каждом - печаль облаков"...

Я до сих пор разговариваю его фразами, которые не требуют ответа, а просто сопровождают творческий процесс ("Иначе нам удачи не видать...", "Что мы делаем, как специалисты?..."). Вслух рассуждаю о решении сложной задачи, как он обычно это делал. И, пусть сомнительное достижение, но в свое время я научился пить пиво и начал собирать коллекцию пивных этикеток - тоже благодаря Шефу, когда перешел во "взрослую категорию" в мастерскую на ул.Одесской.

В Киевском политехническом музее со 2 по 5 апреля 2015 года проходил чемпионат Украины по стендовому моделированию, с которого  все эти фотографии. В основном - все те же знакомые лица, только постаревшие почти на двадцать лет. Шеф говорит, что "устал", но продолжает привозить новых учеников, которые, традиционно, собирают награды. Порадовало, что среди них по прежнему снуют тринадцатилетние пацаны с горящими глазами. А многих, кому уже за двадцать - сопровождают верные "боевые подруги", принимающие активное участие в деятельности своего избранника.

Это значит, что еще не все потеряно. Ведь только та нация, которая строит - живет. А нация, чьи дети через свои руки, как я в свое время, постигают историю техники и учатся гордиться своими достижениями и гордиться своими предками - не только живет, но и развивается.
Спасибо Вам, Шеф!

Комментариев нет:

Отправить комментарий