понедельник, 20 апреля 2015 г.

Тарелочка с голубой каемочкой...

   "Опус" (по выражению сына) о живой лампе, опубликованный моей старшей внучкой Машенькой, как-то привел меня к мыслям о домашних, вроде не одушевленных, любимцах. Натура я не такая творческая, не могу так остро чувствовать "тонкий мир художников", но вещи, о которых  хочу рассказать, для меня не просто дороги... они не имеют цены.
     Бабушка оставила мне два полотенца из домотканого полотна и две тарелочки кузнецовского фаянса. Смутные детские воспоминания про то, что полотенчики, готовила моей бабушке в приданое ее бабушка. Эти предметы были  вывезены по дороге жизни из блокадного Ленинграда - практически единственные с  маленькой иконкой моей прабабушки.
Тарелочка с голубой каемочкой очень простенького вида, я долго хранила ее из уважения к возрасту, зная что антикварной ценности она не представляет. Такое клеймо ставилось на ширпотребной продукции с 1898 по 1918 год. Сколько лет нашей - остается только гадать. Но судьба этой тарелочки сложилась удивительным образом. Двуглавый орел слетел с герба России в 1918 году под ударами "серпа и молота",  помыкался почти 75 лет и в 1993 году уселся снова на герб демократической России.
   Тарелочка все стояла, и стояла в дальних углах шкафов - уж слишком не презентабельна была. Как, вдруг в нашем доме появилась микроволновка. Сын работал в таком ненормальном режиме, что основной прием пищи приходился у него на вечер. Порция должна была быть сытной, разогрев быстрым, а на посуде не должно быть золотой росписи.
    Оказалось, что лучше всего для этих целей подходит долго стоявшая в забытьи тарелочка. Золотой ободок стерся на ней с полвека назад, размер позволял разместить основного блюда с гарниром в приличном объеме, а после разогрева разложить еще и овощные закуски - "все в одной" получалось. Вышло так, что ужин историка лежал ежедневно на тарелочке с голубой каемочкой, а сама она была из времен царской России , что  по ассоциациям довольно весело.
     Несметное количество раз  крутилась она в микроволновке. Так получилось, что замены этой тарелочке,  я до сих пор не нашла, но каждый раз, располагая ее к процедуре, сама собой приходит мысль -  Вот жизнь!

  Вторая тарелочка - просто красавица, но размером поменьше будет. Она всегда стояла, как элемент декора, тем более, что клеймо ее я определила (может и не вполне достоверно - по дилетантски) периодом 1890-1910 года и Рижского  завода. Вроде "по знатнее" она своей простенькой подружки выходит. Получается, что сегодня этой красоте, как минимум 105 лет.
    Одно время я практиковала  использовать ее по назначению на торжественных семейных обедах-ужинах при сервировке места виновника торжества. Теперь это время ушло безвозвратно. В последние годы еда на этой тарелке появляется только на пасху - кулич, свеча, крашенки смотрятся гармонично.

    С тарелками разобралась как-то, а полотенчики лежат себе и лежат, стареют и стареют - ну не вытираться же ими!

Комментариев нет:

Отправить комментарий