среда, 22 апреля 2015 г.

Не все то золото, что блестит

     Мне легко было написать о вещах, которые раньше принадлежали близким мне людям, были частью их жизни. Теперь вещи живут со мной, а в моей памяти дорогие сердцу воспоминания об их обладателях. Столетние тарелочки, пятидесятилетние ложечки и сервиз с самоваром - типа скрепы. Но, меня окружает огромное количество вещей, приобретенных когда-то мной. Что могу поставить в ряд с этими старыми и старинными предметами? Чего я на покупала-то?

  Вспоминается такая история. Первая большая покупка, которая надолго парализовала много маленьких - автомобиль ВАЗ-21011 темно оранжевого цвета "коррида" за 6100 рублей. Можно было сэкономить месячную зарплату инженера и заплатить на 100 рублей меньше, но тогда авто было бы без приемника. Мне пришлось уговаривать раскошелиться свекра - он был убежден, что можно взять с собой ВЭФ и слушать в дороге. Машину выделили по льготной очереди участника войны в сентябре 1976 года, муж отсутствовал в своей первой "загранке" - Болгарии. Потом строили гараж - тоже покупочка серьезная была.
        Права на вождение  выдавались на военной кафедре института, но навыков езды не было никаких. В Сибири в те времена, как-то совсем не принято было зимой много ездить  на собственных авто, поэтому по весне, когда снег сошел, и дороги высохли, мы приступили к практическому вождению. Для этих целей был привлечен друг-баскетболист. Инструктор садился на переднем сидении рядом с практикантом-водителем, а мы с его женой, размещались сзади. Выезжали за город и путешествовали по близлежащим населенным пунктам. Навыки парковки отрабатывали у деревенских торговых точек. Некоторые из них назывались "Коопторг", а некоторые "Смешторг". Не потому что смешно, а потому что товары смешанные - лапша с ботинками - прообразы современных супермаркетов.
     В одном таком покосившемся деревянном домишке, со скривившейся вывеской "Смешторг", я приобрела совершенно невероятный для алтайской деревни продукт - пол литровую банку грузинского варенья из зеленых грецких орехов. Оно меня просто потрясло. Где только я его потом не высматривала? В Запорожье под окном у нас росли 2 ореховых дерева. Была  неудачная попытка сварить варенье самостоятельно. Только спустя почти 20 лет в 2004 году я привезла из Алупки маленькую баночку варенья. Оно было вкусное, но очень дорогое и не чета грузинскому.
     По каким каналам советской торговли осуществлялись поставки товаров в деревенские торговые точки Алтайского края останется тайной, но вся импортная одежда и обувь покупалась мной там. Даже представить себе не возможно на каких убогих полках я находила себе финский костюмчик, или шведское платье среди хаотично лежащих совершенно убогих предметов отечественного производства.
 
    Если честно,  не помню особого напряга с товарами в те времена, но смешторги снабжались по линии международной кооперации, и в них продавались абсолютно диковинные штучки. Вот и прикупили мы с подругой такие синенькие терочки ранее не виданные. Сидим себе на заднем сидении рассматриваем и пытаемся понять, как они работают и для чего. Вдруг, инструктор и говорит мужу моему - слушай, до чего нам с женами повезло. Одним нужны шубы с золотом, бриллианты подавай. а эти две дурочки - купили по копеечной терочке и радуются до-о-вольные...
   Вот насчет меня он  попал в "десятку". Практически я никогда не покупала больших  и дорогих вещей - мне достаточно было обладать всякими штучками, которые хотелось притащить в дом, "штоб покрасивше" было. И многие из этих вещей до сих пор со мной.
   Вот интересное приспособление из тех вояжей. Не нарадуюсь на него уже почти сорок лет. Видок, конечно, чисто советский, но тюбик то не валяется на полочке в скрюченном виде и, что важно, выдавливается в чистую (поворачиваешь белую пимпочку справа - он и закручивается), а когда закончится вытаскиваешь вместе со стержнем, и выбрасываешь. Кстати, совершенно случайно, оба крема с алтайскими продуктами оказались - мумие и мед. Вот что значит "малая Родина", даже если четверть века ее не видела.
 Розовый кувшин оказался очень полезным при купании сына, а теперь старичок просто хранит запас воды на всякий случай. Вывезли мы его из чудесного городка под Барнаулом - Павловска. Там же был приобретен малый энциклопедический словарь - вещь по тем временам супер дефицитная. Именно книжный дефицит тех времен помнится хорошо. Общество книголюбов процветало.

     Пробежалась сейчас по полочкам всех многочисленных шкафчиков, чтобы ненароком не обидеть какую-нибудь вещицу. И медный тазик - специальной формы для варенья, и ножи специальные  для хлеба, сыра, масла,  и термос китайский - верные мои спутники по жизни.
     Но... обойти вниманием одну сковородку я просто не имею права. Лет ей чуть за тридцать и эксплуатируется она интенсивно, и все это время мучает меня загадка - почему с ее покрытием ничего не делается? Купила я ее на ярмарке с машины какого-то сельторга. Отдала пять рублей с копейками, что раза в 3-4 дороже обычной сковородки было. Внутри под крышкой лежала бумажка с описанием, про что там - убей не помню.
    Естественно, сковородок у меня несколько было и есть - и с рифленым дном и съемной ручкой, что для духовки удобно, с тефлоновым покрытием, которого уже давно след простыл, хотя стоила она еще дороже - семь рублей с копейками. Сын покупал набор из трех сковородок за "сумасшедшие" деньги , потому что в них можно было готовить не вредную пищу без жиров, а на деле оказалось, что даже с жирами они никуда не годятся. А этой сковородочке - хоть бы что, наверное задействованы в покрытии какие-нибудь космические технологии - тогда как раз конверсия набирала обороты.
    Кофеварка последние лет семь  не использовалась. Модный электрочайник нажатием кнопочки включался по утрам, чтобы "запарить" кофеек. Но, тарифы на электроэнергию, которые повысились пока только на 50% из запланированных 350, призвали  на службу сорокалетнюю старушку... Правда газ тоже подорожал в 6 раз. Но это, как говорится, совсем другая песня.
         Наверное,  можно закончить про мои вещи домашнего обихода, которые для меня ценнее любой золотой безделицы, но я еще не выговорилась окончательно...
       

Комментариев нет:

Отправить комментарий