суббота, 21 ноября 2015 г.

Воины света

Своеобразное совпадение на фоне моих воспоминаний сегодня - Украина вспоминает начало Евромайдана и отмечает "День Достоинства и Свободы". Утром я успел увидеть замечательный ретроспективный материал в исполнении hromadske.tv в котором ожили события той невероятной зимы 2013-2014 года. Вспомнил собственные дни и часы, проведенные тогда на Майдане и в подвале нашей гостиницы - в напряженном ожидании развязки...

Однако причина, по которой я вспоминаю этот эпизод истории - в другом.

Одним из ярчайших символов эпического противостояния Добра и Зла на Майдане тогда для меня навсегда стала песня "Воины света". Именно об этих Воинах Света, сопровождавших меня на каждом шагу с 13 по 15 октября в Запорожье и речь.



18:25. На улице я встречаю приехавшую по вызову бригаду Скорой помощи. Сразу же объясняю ситуацию. Что за последние трое суток их выезд - четвертый и, скорее всего, последний. Молодой парень врач и довольно резкая женщина идут следом за мной, я несу их чемодан и по дороге рассказываю, что участкового врача я привозил три часа назад, мы все уже и так понимаем, но в инструкции к лекарствам, которую написали вместе с врачом - не был описан сценарий, что делать, если пациент перестанет подавать признаки жизни. А именно это и произошло.

18:35. Молодой врач констатирует клиническую смерть и отсутствие периферийных признаков жизни. Садится за стол и пишет справку с медицинским освидетельствованием. В первый раз намекает, что он может порекомендовать, к кому обратиться в этой ситуации. Поскольку к этому уже давно были готовы - я мягко благодарю его и отказываюсь от помощи, но мне уже противно. Вижу откровенное сожаление в его глазах. Двести гривен уходят из его кармана...

18:45. Бригада скорой помощи прощается и уходит и уже на выходе Молодой Врач предпринимает вторую попытку заработать свои лишние двести гривен. Он снова с кислой миной на лице навязывает мне свою рекомендацию и я уже очень грубо и резко прекращаю его манипуляцию. Прощаюсь. Наливаю коньяк и, придавленный неизбежной констатацией факта, начинаю что-то делать дальше...



Этот разговор происходит в 18:50. Я допиваю второй коньяк и сажусь за компьютер, чтобы написать пост о том, что произошло.

Здесь важно понимать одну деталь. По неизвестной причине домофон, который установлен в доме, где все происходит - перестал работать с воскресенья, когда все началось. Вызов с панели проходит, но сама трубка и кнопка не позволяют ни услышать человека, ни открыть двери. Кто знает - звонит по телефону и просит открыть. В других  случаях - приходится спуститься с четвертого этажа и открыть дверь в подъезд вручную.

В 19:05 раздается вызов домофона и я спускаюсь, чтобы открыть дверь - приходит Распорядитель от Толика. Циничный и очень молодой человек, который без лишней лирики начинает планировать похороны только что усопшей. Он появляется быстро, его роль понятна - он нейтральный персонаж в этой пьесе, но играет на Светлой стороне.

В 19:10, пока мы сидим за столом и что-то обсуждаем, раздается снова вызов домофона. Я прерываю разговор - спускаюсь вниз и открываю дверь. Сам стою в проходе, перегораживая вход, левой рукой держу ручку распахнутой двери. Передо мной - незнакомая крупная женщина с короткими волосами. Из темноты углового подъезда мне плохо ее видно, но какой-то отблеск тусклого света падает на ее фигуру. Не сказав ни единого слова, она молча пытается отодвинуть меня с пути и прорваться внутрь. Я не позволяю ей сделать это. Ее откровенно Темное лицо  - сурово и выражает искреннее неудовольствие по поводу того, что я тут оказался и мешаю ей пройти.
- Вы к кому? - спрашиваю я.
- Шестнадцатая квартира? - спрашивает Темная.
- Да.
- Вам же нужны ритуальные услуги?
- Нет, извините. Нам не нужна помощь... Мы справимся сами.
За считанные секунды, которые длился этот разговор, я успел увидеть и понять все и в свой ответ я постарался вложить максимум силы и энергии, которую в этот момент я чувствовал за собой. Меня в тот момент удивила реакция Темной женщины.

На лице сменилась буря чувств. Злость, бессилие, жалость и разочарование. Буквально на моих глазах она сжимается, также молча, как она пыталась отодвинуть меня и пройти внутрь - она делает шаг назад, отступает и исчезает в темноте. Она - испугалась. Я закрываю дверь и возвращаюсь назад к нашему разговору о деталях предстоящих административных действий и церемоний. Смысл произошедшего до меня доходит гораздо позже.

21:15. Жду неизвестного мне специалиста, который подготовит тело Усопшей к погребению. Раздается вызов домофона. В этот момент я один дома, Аня уехала в супермаркет, чтобы купить необходимое.

Ситуация повторяется абсолютно точно так же, как было два часа назад. Открываю дверь в подъезд, стою в проходе, левой рукой держу распахнутую дверь. Из темноты на меня идет невысокого роста мужчина с таким же суровым лицом в черных одеждах и с довольно необычным черным саквояжем в руке. Он точно также пытается молча отодвинуть меня и пройти.
- Вы к кому? - точно также спрашиваю я.
- Шестнадцатая квартира? - спрашивает мужчина с суровым лицом.
- Да.
Я вкладываю в свое "Да" всю ту же силу, которую чувствую за своей спиной. И вот тут он делает не так, как Темная женщина и я обращаю внимание на это, вспоминая аналогичный разговор у двери. Он также скукоживается, но он не боится. Он не делает шаг назад, а снимает свою суровую маску и оправдывается:
- Ну, я... это... Туалет покойного пришел делать. Я от Толика. Можно?
- Конечно. Проходите...
Его называли Андрей. Он не оставлял никому никаких своих контактных телефонов. Он появлялся трижды в моей жизни и возникал из ниоткуда. Его типаж был таким, что я бы сам испугался, если бы встретил этого человека в темном переулке. Когда вы произносите слово "Патологоанатом" - какие ассоциации возникают? Правильно. Это именно об этом человеке.



Несмотря на свою незавидную работу, Андрей и на второй и на третий день своим появлением приносил спокойствие и уверенность. он сухо, достаточно коротко но и достаточно по-человечески давал ответы на вопросы и помогал, чем мог.

Особенно это было ощутимо в день похорон, когда мы подготовили все к прощанию. Он приехал в последний раз и почти час терпеливо ждал возле подъезда, когда мы приедем с кладбища. Он выполнил все, что мог. и сказал пару теплых слов на прощание. Я поблагодарил его и буквально почувствовал, как на меня выливается от него ослепительный белый свет.
- Прощайте, - сказал он в заключение и уверенной походкой отправился в сторону выхода. Я понимал, что мы больше никогда не встретимся.
В пятницу, в 13:30 все было готово. В большой комнате, где Мама до этого момента проводила свое время в компании с компьютером и интернетом, телевизором и кухонной утварью, на экране крутился ролик с ее фотографиями, звучала французская музыка, а в центре комнаты стоял гроб Покойной. Мы прощались.

Комментариев нет:

Отправить комментарий