суббота, 9 мая 2015 г.

Победное для моей мамы...

     Мама никогда не рассказывала о войне. Помню только один рассказ - как ее судили по законам военного времени. Мама работала в тресте "Военстрой" в Барнауле, а бабушка жила в деревне Сростки. Поехала мама бабушку навестить и опоздала вернутся к назначенному сроку. За что ей грозил реальный срок заключения. Спас восемнадцатилетнюю арестантку ответственный работник отдела кадров 19 лет от роду. Даже и не знаю... про войну эта история или про знакомство моих родителей.  
      Эта фотография августа 1944 года, арест случился спустя некоторое время. Но, по-моему, все ясно и понятно - почему папа кинулся ее спасать.

       Когда началась война маме было 15 лет, а в 16 лет ей пришлось стоять у станка на специальной подставочке, чтобы работать было удобнее. Получала она за свой труд рабочую карточку на хлеб.
   Рассматривая эту справку, может сегодня и не к месту, вспомнила, как после окончания школы-восьмилетки я в свои 15 лет пошла записываться в 9-й класс средней школы. Не знаю, как сейчас, а в те времена было еще и производственное обучение. В моей школе можно было выучится на токаря или секретаря-машинистку со знанием стенографии. Я, ни с кем не посоветовавшись, написала на имя директора заявление, чтобы приняли меня в 9-й класс в группу токарей.
Причем, мотивация у меня была четкая - я уже точно знала, что не хочу быть врачом или учителем, а также агрономом. Оставалось идти только в какие-нибудь инженеры. Когда я рассказала о своем решении, папа сказал - правильно, надо за трубу держаться! А мама посоветовала быстренько переписать заявление на другую специальность. Я вспомнила, как мама ночами печатала на машинке, а потом везла меня на санках в детский сад с этим "Ундервудом" в ногах, и стала учится на машинистку. Не знала я тогда, что у бабушки хранится такая справочка о том, как мама начинала свою трудовую деятельность.
      Стенография, конечно дело хорошее было, но... Полностью лекции  в институте стенографировать без последующей  расшифровки смысла не было. Я употребляла только значки, читаемые сразу. Помню однокурсники были не довольны, пришлось для них специальный словарик составлять. Но, главным в этом обучении был не слепой метод машинописи всеми десятью пальцами (все равно клацаю сейчас двумя-тремя), не стенография (не помню ни одного значка). Главными были уроки стилистики русского языка, уроки делопроизводства. Вела  их выпускница московского  Историко-архивного института и просто завораживала нас удивительными историями. Видимо, поэтому, когда я начала работать над своей первой научной статьей, мой руководитель отметил хороший такой себе научный стиль. Видно, поэтому же, и на этих страницах это кому-то нравится. Да и мне самой тоже... Одно из любимых выражений моего папы - "Не знаю как вам... а мне моя красота нравится..."  Можно сказать, что все мои успехи - мамина победа.
   Дальше по хронологии есть документы на эвакуацию. Вроде 26 мая 1942 года мама работала в Колпино, но совершенно точно, что этой осенью бабушка с тремя детьми жила у брата в Ленинграде, в шестиэтажном доме на Васильевском острове. Дом разбомбили и погибла Анастасия, а 3 декабря, когда ее хоронили, бомбили кладбище и погиб Алексей. Маму и бабушку контузило, отбросило в подготовленные могилы и полностью засыпало землей.
      Возможно это удостоверение на эвакуацию почти год ждало, когда появится возможность выехать, а может просто 1941 год на 1942 в бланке не исправили... Никто мне теперь не объяснит.

 Эвакуировались  по дороге жизни в январе 1943 года уже только двое. Тут тоже не понятно, скорее всего в августе 1942 года такие предписания были выписаны на всех и ждали своего часа, оборотная сторона этих документов очень плотно проштампована всяким штампами с отметками, которые теперь совершенно не читаются. Есть только одна четкая запись от января 1943 - "талоны на питание выданы". Эвакуировали маму и бабушку после контузии из госпиталя по этим документам (есть точно такой же на бабушку), но попали они в сибирскую деревню Сростки Егорьевского района Алтайского края.
    Здесь мама смогла продолжить учебу, наверстав пропущенное, окончила в 1943 году 8-й класс. Больше учиться ей не довелось. Обычная история - вышла замуж, родила меня, потом двух моих братьев-близнецов. Самоотверженно трудилась всю жизнь в семейном тылу, обеспечивая успехи отца. Во всех его победах есть и мамина частичка.
     В это же самое время, в той же самой школе в 6-м классе учился Вася Шукшин - он окончил семилетку в 1944 году. Конечно, тогда мама этого не знала,  никто не знал. с каким талантливым писателем, режиссером, актером довелось им  находиться рядом. Это спустя десятилетия мама как-то сказала - "Знать бы..."

     Последний день Победы для мамы был в 43 года после окончания войны. Сегодня мамочке было бы 89 лет.
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий