воскресенье, 29 марта 2015 г.

Об экономии 2: более понятными цифрами

Исследование на тему статистики использования автомобиля с двигателем внутреннего сгорания вызвало большой отклик среди читателей. Причем, как водится, обнаружились как откровенно положительные возгласы, так и откровенно негативные. Ничего нового.

Давно наблюдаю, что соотношение позитивного и негативного отношения к любому событию или явлению в жизни всегда одинаково. Вопрос, в том числе и в предыдущей публикации, не в соотношении добра и зла, а в нашем внутреннем отношении к происходящему. Каждый из нас свободен принимать свои собственные решения о том, как относиться к окружающей нас действительности. Свободен воспринимать или не воспринимать те или иные аргументы pro et contra. Свободен в любой доступной форме заявлять о своих решениях или о своем отношении. Но, к большому сожалению (или наоборот?), до тех пор, пока каждый отдельно взятый человек не примет свое собственное решение – никто всерьез не сможет его изменить.

Несколько вопросов, которые прозвучали в результате публикации «Об экономии» подтолкнули к дальнейшим исследованиям. Условия задачи видоизменились и от простой констатации накопленных данных я решил наглядно сравнить, как бы выглядела совокупная стоимость владения за одинаковый, достаточно продолжительный промежуток времени того самого бензинового Chevrolet Lacetti 1,8 и электрического Nissan Leaf?


Конечно, в этом случае много допущений. 

Для начала – пришлось перевести все усредненные значения к единой вечнозеленой валюте. 

Потом пришлось экстраполировать и проверить накопленную статистику за 1173 дня эксплуатации на весь период – 2305 дней. Получились приведенные средние показатели в расчете на 1 километр пробега, на основании которых были рассчитаны общие суммы затрат на весь период.

Следующее допущение заключалось в том, что в 2008 году не было ни одного похожего на сравниваемый Nissan Leaf предложения на рынке. Я уже внимательно следил в это время за успехами Элона Маска, но массовых предложений на рынке еще не было. Сравнивая, я ставлю рядом два разных автомобиля из разных эпох.

Один из спорных вопросов – расходы на техническую эксплуатацию автомобиля – пришлось проанализировать отдельно и вывести два показателя: расходы, связанные с двигателем внутреннего сгорания и прочие расходы, которые включают расходы на ходовую часть и расходные материалы (тормоза, подвеска, резина) и корпус автомобиля (текущий ремонт, полировки и покраски, салон и пр.). В итоговых цифрах затраты на ходовую часть и корпус для обоих сравниваемых автомобилей были приняты равными.

Конечно, следует отдавать отчет, что все эти цифры отражают совершенно конкретную эксплуатацию транспортного средства в определенных конкретных условиях. Разные люди имеют разные привычки и стиль вождения, и показатели у разных пользователей могут быть разными. Но меня интересовала СВОЯ статистика. Я хотел получить ответ на вопрос, насколько будет отличаться совокупная стоимость владения автомобилем, если бы вместо своей «ласточки» 3 июня 2008 года я сел за руль электромобиля Nissan Leaf. 

Стоимость денег во времени, заемные средства и прочие расходы нетехнического характера (штрафы, ежегодные страховки и пр.) не рассматривались.

В результате получилась вот такая сравнительная таблица, которую просто нужно положить здесь:

Параметр
Chevrolet Lacetti 1,8
Nissan Leaf EV
Стоимость нового автомобиля в Украине, $
19 500,00
27 500,00
Срок эксплуатации, дней
2305 дней
или 6,3 года
Общий пробег за период, км
216 496
Средний пробег в сутки за период, км
93,92
Запас хода на полной заправке, км
600
160
Стоимость топлива за единицу, $
1,51 за 1 литр
0,017 за 1 кВт
Стоимость топлива на 1 км пробега, $
0,14
0,00255
Затраты на ТО (ДВС) на 1 км пробега, $
0,034
0,00
Затраты на ТО (ходовая и корпус) на 1 км пробега, $
0,028
0,028
Итого затраты на 1 км пробега, $
0,202
0,031



Совокупная стоимость владения, $


Стоимость автомобиля, $
19 500,00
27 500,00
Стоимость топлива, $
30 294,04
552,06
Стоимость ТО (ДВС), $
7 309,57
0,00
Стоимость ТО (ходовая и корпус), $
6 002,15
6 002,15
ИТОГО, $:
63 105,76
34 054,21

Есть необходимость что-либо дополнительно комментировать? На мой взгляд – достаточно наглядно. А если в моих допущениях есть какая-то неточность – то любой желающий может проверить и подставить свои значения в эту таблицу.

И это только цифры. Никаких эмоций.

16 комментариев:

  1. Уже пошли восклицания о неучтенности цены АКБ для Nissan Leaf. Начать думаю стоит с текущего гарантийного периода/пробега - 5 лет или 60000 миль (~ 100 000 км), смотрим тут: http://www.autotrader.com/research/article/car-news/201645/2013-nissan-leaf-gets-new-battery-warranty.jsp.
    Но при корректном отношении как к хранению авто (закрытый гараж, желательно утепленный) так и к процессу зарядки (перегрев в условиях отсутствия в Украине инфраструктур быстрой зарядки - не возможен в принципе) период нормальной кондиции батарей можно растянуть лет до восьми.
    Да, дальше замена возможно(!) и понадобится, тогда надо учесть стоимость комплекта новых АКБ - 5499$ в США... Ну хорошо, если учесть, что европейский Leaf стоит в Европе так же как и американец, только в Евро, то 5499Евро (можно совместить поездку на электромобиле в Европу с заменой батарей, раз в восемь(!) лет)...
    Думаю стоит этот параметр тоже добавить особо за#ротистым скепсисам на заметку. Но он не очень повлияет на соотношение цен. И, да не стоит забывать что после замены АКБ итоговый период эксплуатации Leaf становится 16 лет... думаю стоит просчитать альтернативный эксплуатации и для ДВС.

    ОтветитьУдалить
  2. Про цену на АКБ инфа взята тут: http://www.mynissanleaf.com/viewtopic.php?f=4&t=17168

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен, Роман - одно из традиционных замечаний о пробеге и аккумуляторе. Но пока не будем вдаваться в технические подробности. Могу сказать в целом о мировоззрении. За свою жизнь я много раз сталкивался с так называемой гарантией и пришел к выводу, что любая техника - либо ломается, либо нет. Если она вышла из строя - ее либо имеет смысл чинить/заменять, либо пришло время подумать и вообще по другому посмотреть на вещи. Поэтому практически никогда не приходилось пользоваться реальной гарантией - это не более чем маркетинговый инструмент для манипуляции сознанием потребителя...

    ОтветитьУдалить
  4. За мировоззрение - то понятно, что в общих чертах, даже с повышением тарифов на электроэнергию для населения (пусть даже в три раза)... Я осенью прошлого года просчитывал цену владения из расчета 1км пробега при цене 1кВт*ч = 0,49 грн и усредненном пробеге в месяц 2000 км (что в принципе, как по мне - много, у меня пробег за прошедший год 15000км и это с учетом 5300км поездки в Европу, остальное - городской трафик)...
    Но как правило опуская такие, вроде бы, "углубления" в нюансы - дается повод лишний лоббистам углеводородных продаж "поднимать голову" с воплями - "А сколько стоят АКБ!?"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, вот пример совершенно других исходных цифр. Одно из допущений моего расчета - не абстрактные, а конкретные, хорошо мне известные цифры, применительно к тому, как именно я пользовался автомобилем в этот промежуток времени. У каждого - свои привычки и предпочтения.

      Удалить
  5. Спасибо отличное сравнение, я изначально тоже подумал про АКБ для Ниссана, но все равно +6000$ особой погоды не делают. Тут конечно вопрос в том что, 34т км. в год мне кажется можно проехать только путешествуя на дальние расстояния, что в принципе раньше вообще не было бы возможным, а на данный момент все равно не очень удобно даже на Тесле с пробегом 400км, по этому купив изначально Leaf, вы бы в принципе не смогли бы выйти на такой же прообег как и на бензинке. По этому расчеты в принципе верны, но они не реальны для такого побега.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну насчет 34 тыка в год - это уже от рода деятельности зависит... а также от адаптации в мозга к цене вопроса... Вот к примеру, у меня бабушка в винницкой области, а я в Харькове, - езжу обычно через Киев. Если бы по направлениям Харьков-Киев и Киев-Одесса поставили еще по две зарядки (на границах четвертей этих двух плечей) - то с учетом цены такого автопробега - я б к бабуле ездил бы и на Leaf-е 3-4 раза в году, а это ~2000 км в оба конца. Ну да потратил бы лишних 3-4 часа времени при движении в каждом направлении (на подзарядку), но при этом это бы стоило копейки, я бы был хозяином своего времени, а не выбор - либо ~200 литров бенза либо поездами с кривыми пересадками...
      В настоящий момент я сам смотрю на Leaf как на предмет приобретения в ближайшем будущем, но после анонса в Женеве ожидаемого в 2017 году обновления данного электрокара, и трудностями с продажей на сегодня за адекватные деньги своих бензиновых коней, - вопрос с переходам на электричество переносится вероятнее всего на 2017 год... Вполне себе обозримое будущее...

      Удалить
    2. Это еще одно допущение расчета. Действительно, можно сказать, что в общем пробеге примерно 20% по расстоянию выходят за рамки ограничения 160 км. Но это - только для математики. Электромобиль в принципе иначе должен использоваться и по своей практике я точно знаю, что ежедневный городской пробег от 100 до 250 км - это моя реальность. При наличии такого транспортного средства и необходимости покрыть расстояние больше 200 км я бы просто включил мозг и подумал, каким способом мне было бы удобнее и выгоднее сделать такое путешествие? В целом это действительно не более чем задачка на математику...

      Удалить
  6. У вас ошибка в в совокупной стоимости владения Leaf она не 32254 а 34054
    Я решил пересчитать ваши показатели исходя из пробега 15т в год, думаю что это более реальный пробег для авто чисто в городе без дальняка, как раз такие условия в которых скорее всего и будет использоваться Leaf. Итоговые суммы вышли Lacetti 41858$ а у Leaf 33741$
    Тоесть разница за 6 лет составила 8118$ Но это в вашем случае, а если к примеру рассматривать просто покупку авто на сумму 24000$ столько сейчас стоит свежий бу Leaf, и годовой порбег 15т.км то итоговая сумма владения авто бензинового за 6 лет составит 46346$ а у Leaf 30241$ разница получается 16105$

    ОтветитьУдалить
  7. Ну со вторым абзацем (расчетом) в принципе можно согласится, я в своих выкладках на коленке полгода назад и выходил к цифре 12-15kUSD официальном гарантийном сроке АКБ против ДВС...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Решил еще посчитать, ваш пробег 216 496т.км в (принципе по городу при определенной работе реально 100км. накатать в день) при исходной стоимости авто 27500$
      Имеем: бензинка за 6 лет 71105$ и электричка 34053$
      Такие цифры конечно поражают, это почти в два раза!!!

      Удалить
  8. С учетом цены пробега 100км/день и возможности просто зарядить машину за ночь без напряга от 220В на 140-160 км пробега (за 12 грн полная зарядка, ну пусть 36 грн, если тарифы поднимут в трое), - на машине можно спокойно ездить в туалет (это я утрирую)... Да при этом могут возникнуть какие-то дополнительные расходы на ремонт ходовой, но в расчете к ДВС эта статья тоже заложена. Так что в паритете...
    Получается, что если сейчас стоит вопрос что покупать и покупать что-то надо - я уже и не колеблюсь особо... только теплица надежда, что все-таки какие-то льготы еще могут ввести на электромобили... Хотя в Украине - вряд ли...

    ОтветитьУдалить
  9. Вот кстати контора, которая в Харькове продвигает електромобили (есть контакты и в других городах), но у нас они даже демообразцы выставляют в общественных местах для "пощупать": http://www.auto777.biz/#!nissan-leaf/c1r9x

    В моделях от 2015 заявлен пробег на одной зарядке до 228км (думаю стоит пересчитать калькуляцию владения), в прошлом году такой пробег фигурировал, но только для машин на японском рынке, - видимо новые компоненты уже устанавливают и на американский рынок. Также на этом же сайте описан прецедент гарантийной замены батарейного комплекта из-за уменьшения пробега, меняли в Харькове на официальном СТО Nissan, что тоже уже говорит о прогрессе вполне определенном.

    ОтветитьУдалить
  10. Заряжать электромобили от солнца - вообще самая правильная тема. Полная независимость. Заглядывайте на www.zeleniy-tarif.com

    ОтветитьУдалить
  11. Заряжать электромобили от солнца - вообще самая правильная тема. Полная независимость. Заглядывайте на www.zeleniy-tarif.com

    ОтветитьУдалить