четверг, 26 марта 2015 г.

Об экономии

 Так получается, что за стремительно пролетевшие мимо нас последние полтора года – система восприятия жизненных ценностей у нас очень поменялась. Квартира-машина-дача, которые на протяжении нескольких поколений являлись эталоном ценности, вдруг ушли на второй план, а вместо них многие люди задумались о том, что мир, спокойствие, добрососедские отношения, выручка и взаимопомощь, просто жизнь, в конце концов, имеют неизмеримо большую ценность, чем вся эта мишура. Тем не менее, это совсем не отменяет необходимость в навыках считать доходы и расходы, о чем мама уже ранее писала материалы.

Не так давно одна знакомая в весьма эмоциональном разговоре, используя для этого ненормативную лексику, вменяла мне же в вину мое маниакальное стремление все посчитать и зафиксировать. Запомнилось.

А вскоре после этого, полемика в публикации другого знакомого – Назара, инициатора и организатора «Tesla Club Ukraine» - об экономии при эксплуатации электромобиля, подтолкнула меня к подготовке и публикации этого материала.

Совсем недавно я был «автомобилистом», т.е. пользователем легкового автомобиля – «Chevrolet Lacetti» цвета Ментол-Грин с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 1,8 л и механической коробкой передач. Верная «ласточка» много натерпелась за семь лет эксплуатации. Когда я вынул ключ из замка зажигания в последний раз – на одометре остались цифры 216 496. Столько километров я проехал на этой машине.


Так вот, однажды в 2011 году мне пришла в голову идея, что было бы интересно проанализировать статистику расходов на эксплуатацию транспортного средства и в тот же день был создан один из шаблонов, в который с этого момента я тщательно записывал все расходы и сопутствующую информацию по этому и вообще по всем автомобилям, когда-либо применявшимся в хозяйстве. На основании этих данных я рассчитывал себестоимость проезда и стоимость транспортных услуг для клиентов. Анализировал качество различного топлива и эффективность разного рода присадок. Много было разных интересных выводов, проверенных на практике. Без претензии на академическую точность, конечно, но думаю, что за счет усреднения большого количества данных погрешность в расчетах была настолько мала, что ей можно пренебречь.

Итоговые цифры тут – предназначены для тех, кто не обращает внимания на многие привычные вещи и не отдает отчет, сколько денег и куда утекает из наших рук. А в случае с двигателями внутреннего сгорания – не только утекает, но еще и отравляет окружающую среду. А в случае с Украинской окружающей средой – не только отравляет, но еще и финансирует экономику вражеского (как оказалось) государства...

Итак.

От первой записи (10 июля 2011 года), до последней (25 сентября 2014 года) – 1173 дня. За это время автомобиль был заправлен топливом 265 раз. Общий пробег за этот период составил 102 274 километра, что в среднем составляет 87,19 километров в день. Вроде пока ничего страшного, верно?

Через бензобак автомобиля за все это время протекло 9 469 литров топлива (почти десять тонн!), а средний расход составил 9,26 литров на каждые сто километров пробега. Тут уже как-то организм напрягается от цифр…

Общая стоимость всего купленного, заправленного в машину и сожженного за это время топлива составила 114 999,70 грн. Если допустить средний курс гривны по отношению к доллару на уровне 8,1 (большую часть этого отрезка промежутка времени), то это 14 197,46 долларов!  Литр топлива в первый раз стоил 11,85 грн (Shell V-power), в последний раз – 17,57 грн. (WOG A-95), а в среднем за все это время – каждый литр бензина обошелся в 12,14 грн. За три года только на топливо безвозвратно было потрачено столько денег, что на них можно было бы купить еще один новый автомобиль! Жаба выползла из засады и начала давить…

Здесь нужно заметить, что автомобиль использовался в нормальном рабочем режиме. Колесил по Киеву для проведения необходимых встреч, решения административных вопросов (в 2011 году их было особенно много, что дает среднемесячный пробег 3403 км, т.е. более 100 километров каждый день). Автомобиль в обычном режиме возил семью и изредка совершал переезды между городами (в общем объеме такого пробега меньше 20%). Иногда с автомобилем случались мелкие неприятности, но ничего такого, что не случалось бы с подавляющим большинством обычных, мирных обывательских автомобилей. При этом, помимо самого бензина, «ласточка» заставила потратить на себя 57 007,17 грн. на текущий ремонт и техническое обслуживание, включая один новый комплект летней и один – зимней резины, купленных в этом промежутке времени.

Итого, так сказать… 

Получилось, что наличие сего аппарата в хозяйстве за этот период обошлось в 172 006,59 грн. Или примерно в 20 329,43 вечноамериканских долларов. В принципе, чтобы образно представить, что это такое, то в июле 2011 года можно было бы взять эти деньги, разменять их в купюры по две гривны. Их получилось бы примерно 86 тысяч штук или примерно 860 килограммов бумаги. Пройти после этого весь этот путь пешком с тележкой за собой и каждый километр оставлять на земле одну купюру, отмечая таким образом свой маршрут. Было бы забавно, наверное.


Теперь можно полемизировать о том, выгодно или невыгодно эксплуатировать электромобиль. Но свое решение я уже принял однозначно – больше никаких двигателей внутреннего сгорания! Точка.


3 комментария:

  1. И, взаправду говорят - яблоко от яблони недалеко... Даже подумать не могла, что бывает так близко...Столько цифр для гуманитария - восхищает, Еще бы одну вытащить, Сколько было бы потрачено, если при необходимости передвижения, всегда пользоваться такси. В 1970 году со мной в Академгородке работала аспирантка, которая жила в Новосибирске, причем не в центре. Она каждый день ездила на работу на такси туда и обратно. Такси того времени в автомобилях "Волга" базировались. Помню мы тогда решили многовариантную задачку с ответом, что такси можно заказывать всегда и это будет намного дешевле, чем купить и эксплуатировать эту самую "Волгу". Правда, чтобы купить ее надо было годами в очереди стоять....

    ОтветитьУдалить
  2. Забавная задачка, действительно ;) Но не совсем корректные исходные данные. Помню, как в Барнауле мы также лихо на такси привозили покупки домой, но это была совсем иная экономика и совсем другая система координат. Анализ нынешнего ценообразования на услуги коммерческого извоза - отдельная тема, которую тоже интересно "покрутить" в цифрах. Опять же, статистика по этой теме тоже накоплена...

    ОтветитьУдалить
  3. Tesla Model S - очень хороший вариант, а в особенности, если рассматривать теперешнюю экономическую ситуацию в стране. В основном, средний обыватель, ездит внутри своего города/области, что приводит к тому, что поездки между городами, в основном, не такие уж и частые, чтобы говорить о том, что электромобиль - не очень хороший вариант, т.к. на довольно таки длинных участках дороги, не всегда получиться спокойно проехать, как на авто с двигателем внутреннего сгорания, мол залил и едь, нужно просто расставить приоритеты поездок и все. Запас хода у Tesla очень даже хороший для мегаполиса, а что уже говорить о том, что это экономия средств на топливе и на ТО.
    Искренне жду того момента, когда будет возможность не задумываясь выбрать таковой автомобиль и не убивать экологию дальше :)
    P.S. Публикация очень понравилась, никогда не думал, что Вы настолько любите просчитывать различные задачки)

    ОтветитьУдалить