понедельник, 29 июня 2015 г.

О литературе


"Магазин "Платье мужское, дамское и детское" помещался под огромной вывеской, занимавшей весь двухэтажный дом. На вывеске были намалеваны десятки фигур: желтолицые мужчины с тонкими усиками, в шубах с отвернутыми наружу хорьковыми полами, дамы с муфтами в руках, коротконогие дети в матросских костюмчиках, комсомолки в красных косынках и сумрачные хозяйственники, погруженные по самые бедра в фетровые сапоги.
Все это великолепие разбивалось о маленькую бумажку, прилепленную к входной двери магазина:
ШТАНОВ НЕТ
- Фу, как грубо, - сказал Остап, входя, - сразу видно, что провинция. Написала бы, как пишут в Москве: "Брюк нет", прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам."
(Ильф Илья & Петров Евгений. Золотой теленок. 1931 год)
Так получилось, что тема для этой публикации родилась давно, а эпиграф - так тот вообще в числе моих любимых цитат по разным поводам. Но, как бывает, сразу текст как-то не родился, а потом повис совсем. Но сегодня второй раз за два дня я услышал в свой адрес фразу про "отсутствие вдохновения" (по разным поводам и от разных людей, но весьма похожую) и понял, что пора закончить начатое..

Спустя довольно долгое время в Киеве с дружественным визитом оказалась старая знакомая. Несмотря на эпизодическое виртуальное общение - меня аж тошнило, как хотелось увидеться и пообщаться "без телефона", поскольку она в прошлом году оказалась на территории "временно оккупированного" Крыма. Каким-то образом приспособилась к стремительно изменившимся условиям жизни и работы и, в отличие от многих других моих друзей-знакомых, эвакуировавшихся в основном в Киев - осталась с семьей там. 

Надо сказать, что это сейчас некоторые из нас гораздо лучше понимают, что чувствовали и как жили люди в оккупированном немцами Киеве, например. Те, кто еще помнит борьбу отдельных активистов за права человека и против карательной советской системы в 60-70-х годах прошлого столетия - понимают, что значит чувствовать на себе всю тяжесть давления этой невероятной, нечеловеческой машины... Но только соприкасаясь вот с такими вот, знакомыми, материализованными свидетельствами исторического процесса - по настоящему понимаешь его и начинаешь чувствовать свою личную сопричастность этому процессу. Возможно, именно поэтому мне невероятно интересно сейчас работать с Политехническим музеем и с КПИ в целом, которые являются одними из лучших "овеществлений" истории последних почти ста двадцати лет.

Встретившись - мы много говорили. Много шутили на разные грустные темы. С таким же саркастическим настроением пили коньяк "Таврия" и закусывали его "контрабандными" конфетами "Шалена бжілка" (ROSHEN). Из всего нашего непродолжительного общения отложились несколько ярких историй.

Первая.

Для крымчанки, за год уже привыкшей к новым бытовым реалиям, большим удивлением оказалась разница в ценах на товары и услуги в Симферополе и в Киеве в два, а то и три раза. Киев, который никогда не был дешевым на фоне других украинских городов (столица, как же!) - оказался настолько "дешевле", что по цене "двух чашек кофе" можно было втроем с подругами "пол-дня гулять с шиком". Конечно, далеко не все в Симферополе теперь могут позволить себе текущие расходы, но... табак и алкоголь теперь оказались настолько дорогими, что даже в излюбленных местах сбора так называемых "деклассированных элементов" их теперь стало заметно меньше. Да.

Да, часть населения, обласканная новым режимом в виде заработных плат госслужащих и пенсий - практически не почувствовала этой разницы. 

В продолжение этой темы вспомнился сюжет, когда меня поразил откровенно "нездоровый" образ жизни американских студентов и преподавателей в 1995-1996 году, когда я вместе с ними и за их счет вел раскопки в Севастополе. Один из моих друзей так прокомментировал тогда мой прямой вопрос:
- Видишь ли... Поллитровая бутылка водки у нас в Висконсине стоит 36 долларов. Здесь мы покупаем, может быть, не такую хорошую, но приемлемую для компании литровую бутылку водки "Распутин" за 2 доллара. А пачка сигарет "Мальборо", которые я курю - 4,5 доллара. А в Канаде, где налоговое законодательство еще более жесткое - 6,5 долларов. Есть "черный рынок", где я могу купить ее за 4 доллара, но если меня поймают на покупке - я сяду в тюрьму, причем надолго. Здесь я плачу за нее меньше 1 доллара. И не важно, что это совсем другие сигареты. Поэтому, дружище, когда я вернусь - я буду вести "здоровый образ жизни". А здесь - буду пить и курить, сколько смогу. Ничего личного - просто бизнес...
Вторая.

Конечно, я наблюдал и много слышал от друзей разных душераздирающих историй об "отъеме" собственности в Крыму. Но вот детали...
- Машина отработала и отработала исключительно точно и качественно. Беспощадно и целенаправленно были "наказаны" активы господина Коломойского и всех связанных с ним лиц и компаний. Интересно не это. Интересно, что "пострадали" все, кто рассчитывал на "договорняки" и захватывал или строил собственность в разрез с действующим законодательством. В расчете на то, что "не нужно ничего узаканивать - если потом понадобится, то порешаем". Стоит такой пятиэтажный отель на берегу моря и дают человеку 72 часа на смену собственника. Или сносите к чертовой матери. А там "надцать миллионов" инвестиционной стоимости объекта... И не поспоришь - крыть-то нечем.
Это вообще - нераскрытая тема, достойная отдельной публикации, но не моей, скорее всего.

Третья.

Знакомая выпала из переписки уже по дороге назад в Крым. На контрольно-пропускном пункте, где, судя по тематике постов в facebook, настроение было откровенно паршивое. Неожиданно в тему легла фотография бутылки коньяка ТМ "Крымский отборный", название которого мне постоянно хочется прочитать как "Крымский отобранный". Я постарался поделиться ей, чтобы продлить для нее атмосферу тепла и радости, которая, как я надеюсь, окружала нашу крымскую гостью на протяжении всего визита, чем немедленно вызвал шквал озлобленных высказываний других ее, не таких толерантных, знакомых.
Даже не хочу повторять, что мне было написано в ответ на мой, в целом, безобидный комментарий. Чтобы этой гадости не становилось больше в этом мире. Надеюсь только, что когда-нибудь, многие люди заново научатся быть в первую очередь людьми, а не "винтиками системы"...
На следующий день с ребятами из команды "Агенти Змін" мы совершали обход территории кампуса КПИ. С чисто рабочей целью - изучали маршруты движения людей по территории и проверяли места для установки знаков навигации. Картина, которая бросилась мне в глаза в этом походе - дополнила яркие образы недавнего разговора и почему-то стала катализатором к тому, чтобы написать этот текст.


Для меня всегда остается загадкой, почему для многих Homo Sapiens - в порядке вещей остается не только отсутствие стремления уменьшать количество грязи вокруг себя, а еще и плодить эту грязь и мусор вокруг себя. Даже в такой культурной среде, как крупнейший в Украине технический вуз. 

Что с этим делать? Откровенно - не знаю. Пока - стараюсь сделать так, чтобы этого "мусора" в любом проявлении стало чуть меньше. И мучаюсь традиционной дилеммой украинской (теперь) интеллигенции:
Валить или остаться?

Комментариев нет:

Отправить комментарий