четверг, 11 июня 2015 г.

О космосе

Действительно. Было дело.

Обратил внимание на ссылку на историю с "Бураном" и "Бурей" и с головой погрузился в воспоминания. Уникальная по своей сути история советского "шаттла" осталась в моей памяти.

Может быть, потому что задолго до того, как пошел в школу в 1984 году меня сильно беспокоили вопросы устройства вселенной и я все время мыслями был где-то там - далеко, поэтому каждый раз, соприкасаясь с чем-то "космическим", я словно становился ближе к этому "далеко".

Может, потому что хорошо помню, как в детском саду я читал вслух "одногруппникам" свои любимые книги об устройстве Солнечной системы, которые постоянно притаскивал туда. 

Может потому, что я хорошо помню, как "проектировал" советский челнок на листе бумаги и, снабдив его пояснительной запиской (как я бы назвал этот документ сейчас), адресовал свое предложение генеральному секретарю коммунистической партии Советского Союза. 

В 1988 году, когда состоялся этот памятный полет системы "Энергия-Буран", мне было 11 лет и, даже не представляя себе всех технических особенностей и подробностей этого полета, я хорошо помню гордость, которую испытывал тогда, наблюдая трансляцию посадки "Бурана" по телевизору. Вскоре после этого по чертежам, опубликованным в журнале "Моделист-Конструктор" я сделал из бумаги модель челнока, пропустив, таким образом, "через руки" маленькую часть этой технической истории. А вот теперь, спустя 27 лет, неожиданным образом я снова погрузился в эту эпоху.

Работая с проектом Polyteco Science City на пятый год жизни в Киеве я оказался в самом сердце уникального пространства - Киевского политехнического института. Много раз проезжал мимо него, много раз гулял в парке КПИ, но даже не подозревал, какое это уникальное место с точки зрения технической истории. Как оказалось, все советские корпуса крупнейшего украинского вуза, построенные в 70-80-х годах ХХ века - возникли именно благодаря участию университета в программе "Энергия-Буран". Интеллектуальный потенциал инженеров КПИ, разрабатывавших компоненты ракетных двигателей, уникальные материалы для термоизоляции космического корабля и многое-многое другое - вот так одним махом материализовался в виде зданий, где сегодня каждый день учатся творцы будущих свершений.

Есть нюанс, на который как раз в контексте этой архитектуры кампуса КПИ я обратил внимание не так давно.

Для того, чтобы познакомить с контекстом проектирования своего нового знакомого - одного из наиболее интересных архитекторов современности - Маркуса Шефера (архитектурное бюро Hosoya Schaefer Architects, Швейцария) - я пригласил его в гости в КПИ. Киев в целом и КПИ в частности для него стали настоящим открытием. Как часто бывает, он даже не представлял, сколько выдающихся явлений современной, повседневной и ставшей уже обыденной техники - берут начало именно отсюда. Поход в зал авиации и космонавтики Государственного политехнического музея, который находится в 6 корпусе превратился в настоящий шок.

Я вел привычную уже для меня экскурсию, рассказывая о выдающихся инженерах и достижениях из киевской политехники, что, конечно же, производило впечатление на неподготовленного интуриста, но когда Маркус увидел в центре зала настоящий обгоревший спускаемый аппарат космического корабля "Восход" - его лицо поменялось.
- О, Боже! Что это?! Это настоящее? - воскликнул он.
- Конечно, - говорю, - настоящее. Это спускаемый аппарат советского космического корабля "Восход".
- Ты знаешь, - говорит Маркус, съедая глазами и бегая вокруг этого утлого металлического шарика, - Советский космос для меня - икона. Я восхищаюсь теми людьми, которые делали эти подвиги. Я даже своего единственного сына назвал Юрий - в честь Гагарина...
И вот пока заведующий отделом, ветеран Байконура, Александр Сергеевич садил швейцарского архитектора внутрь космического корабля и торжественно объявлял его первым швейцарским космонавтом - я смотрел и поражался, как совершенно далекие, можно сказать посторонние люди - восхищаются и ценят то, чем каждый из нас может и должен гордиться, но, подчас, даже не догадывается об этом. Что такие как Маркус - больше знают о технической истории, чем многие студенты, которые за 5-6 лет учебы в КПИ ни разу не были в Музее и даже не знают, что он есть.

Что, несмотря ни на какие идеологические и политические разногласия, человеческий гений и достижения - всегда достойны восхищения и уважения. И именно об этом, вероятнее всего, думали те, кто организовывал выставки США в Советском Союзе. Они гордились своими достижениями и радовались, что могут это показать и рассказать кому-то. А яд и вот это "естественно подготовило ЦРУ" - это от недоразвитости и дремучести некоторых недочеловеков. Нам не по пути с ними...


1 комментарий:

  1. Сергію, тоже туда хочу заінтригували мене. Буду Вам вдячна за екскурсію.

    ОтветитьУдалить