суббота, 24 октября 2015 г.

Про день непониманий...

Еще в тот самый вечер, сразу после похорон Мамы, вспоминая, как уходили из жизни близкие мне люди - я понимал, что с каждым звеном этой цепи я становился старше. В каждом из этих эпизодов багаж моего собственного жизненного опыта становился все больше. А шрамы - все глубже...

И вот следующая история происходила уже в 2006 году, осенью, когда мне исполнилось 29 лет.

Своего дядю Васю я не видел шесть лет с тех пор, как мы сидели за столом на поминках деда и что произвело тогда такое неизгладимое впечатление. За это время произошло много событий - необычайно насыщенное оказалось время в моей жизни. Студенческие отношения с Леной успели развалиться на фоне колоссальных семейных трагедий. Ее место незаметно заняла Аня, успела стать моей официальной супругой, успели появиться на свет дети. В 2003 году старшая дочка Маша и в 2004 году - младшая дочка Саша. Успел появиться и исчезнуть первый самостоятельный бизнес, уже появился второй... Когда разворачивались эти события - мне казалось, что я уже все знаю в жизни.

В двухкомнатную квартиру на улице Героев Сталинграда, где жил Вася со своей женой, Мама с братом Алексеем вошли спустя несколько часов после смерти его жены. И за считанные минуты до того, как в квартиру вошел человек, который "пас" эту семью безнадежных алкоголиков в расчете на легкую наживу в виде недвижимости, стоимостью порядка 30 тысяч долларов. "Случайности, мой дорогой друг - не случайны," - говорил герой одного моего любимого мультфильма... Стоило в тот день им придти немного позже, или стоило соседу не  дозвониться им по телефону, и Васю, скоре всего, мы бы больше никогда не увидели.

На протяжении последующего почти года - темой воспоминаний было возвращение Васе человеческого облика, приватизация, а потом выдраивание квартиры и ее ремонт с целью продать, отрезать и оставить в прошлом эту страшную страницу истории.

Вася лечился, жил с Мамой дома на улице Сталеваров и находил новый смысл жизни в общении с "внучками" Машей и Сашей, периодически приходившими в гости. Мы старались вернуть его к нормальной жизни. Помогали найти занятие, работу, хобби. Когда дело близилось к концу с ремонтом и можно было начать думать о том, на что поменять эту двухкомнатную квартиру - Вася как-то завел разговор:
- Ты знаешь, Сережа, я вот что подумал. Мы же скоро закончим с этой квартирой и можно будет ее поменять на меньшую с доплатой?
- Да, - говорю, - Конечно можно. Но это ты сам будешь решать, как поступить. Я могу только тебе помочь, если это в моих силах.
- Я бы хотел, чтобы у меня была небольшая однокомнатная квартира недалеко от Любы, чтобы и внучкам удобно было приходить в гости...
- Отлично, Вася. Значит так и будет.
- За сколько можно продать эту квартиру?
- Ну, в нынешнем состоянии можно выставлять тысяч за 30, но соглашаться, если будут брать за 26-27...
- А однокомнатная хрущевка хорошая сколько будет стоить?
- Ну, где-то от 13 до 16 тысяч.
- То есть, останется еще 11-14 тысяч долларов?
- Сложно сказать, но в принципе - где-то так...
- Тогда послушай, что бы я хотел. Давай закончим ремонт, продадим эту квартиру как можно дороже. Во-первых, ты заберешь все деньги, которые ты потратил на ремонт. Во-вторых, я бы хотел что-то сделать для твоей Мамы. Что ей нужно?
- Она давно мечтает съездить в Париж...
- Вот! Купим ей туристическую путевку в Париж. Купим хорошую и небольшую квартиру, я там буду жить, буду работать где-нибудь на складе. И я хочу, чтобы эта новая квартира принадлежала Маше и Саше. Чтобы, если что - внучки на старости лет хоть стакан воды мне пришли подать, когда я буду умирать... А на оставшиеся деньги я хочу купить тебе машину. Тебе же нужна машина...
- Вася, - сказал я тогда,  с трудом сдерживая слезы, - Спасибо за доверие. Это очень серьезное, мужское решение и я тронут, что ты сказал все это мне. Я сделаю все, что в моих силах - так и будет.
Этот разговор был НАСТОЛЬКО не таким, не похожим и близко на тень от человека, вытащенного из этой злосчастной квартиры и буквально возвращенного к жизни с того света! 

Чем дальше - тем больше Вася боялся этой новой, светлой жизни, которую мы по крупицам создавали вместе с ним. Мы замечали, что он тайком снова начал пить, и все чаще. Тем не менее, я сделал все, что было необходимо, чтобы выполнить план, о котором мы с ним тогда договорились. Успешно был найден покупатель на квартиру на Героев Сталинграда. Была взамен найдена хорошая однокомнатная квартира на улице Яценко. Было получено решение опекунского совета, на основании которого от имени несовершеннолетних детей договор купли-продажи квартиры должны были подписать родители. На 14 сентября были назначены одновременные сделки по продаже и покупке... Вася должен был вернуться утром с ночной смены (устроился работать сторожем на складе, как и говорил) и мы сразу должны были ехать к нотариусу. Все уже были одеты и готовы.

В 8:30, примерно в то же самое время, что и семь лет тому назад мне позвонила Мама и сообщила, что умер дедушка - в квартире на Сталеваров раздался телефонный звонок. Я стоял рядом в прихожей и взял трубку. Сбивчивый голос незнакомого человека долго и путанно объяснял мне, что ночью Василий Иванович скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности, ориентировочно около 4-х часов. Его недавно обнаружили, когда люди начали приезжать на работу, а им никто не открыл ворота...

Вот так. Вместо радостного и светлого события, символического вступления в новую жизнь - я поехал на склад опознавать тело.

Циничный процесс организации похорон Васи, за исключением этого эпизода, прошел мимо меня. Практически, всеми вопросами занимался его брат-близнец Алексей.

На кладбище я уже не выдержал. Я рыдал, стоя над могилой. Рыдал от собственного бессилия что-либо изменить. От недоумения, от непонимания, почему вместо того, чтобы помочь этому человеку - его вот так картинно забирают из этой жизни? От злости на Всевышнего за то, что он именно вот так все устроил, а ведь все, казалось, было так хорошо! От того, насколько мало зависит от нас самих и как стремительно все может измениться в любую минуту...

В это время на моих глазах разворачивалось невероятное по глубине и яркости действие.

Рабочие устали бить руками слежавшийся грунт и, чтобы успеть к похоронам, сделали не могилу. Они сделали Дырку в земле, в которую предстояло опустить гроб с телом одним концом вниз, повернуть и просунуть его, чтобы тот поместился. Дырка оказалась такой, что гроб не входил в землю. Уже опущенный в могилу, его вынули обратно и человек с лопатой прыгнул в дырку, чтобы зачистить края и расширить ее на несколько сантиметров. "Ты посмотри, не принимает Васю земля," - говорила сквозь слезы Мама. А когда гроб стали спускать второй раз - полотенце оборвалось и он с грохотом рухнул на дно. Над всем этим возвышался крест, на котором неправильно была указана дата его смерти. Тот, кто писал цифры - ошибся и вместо 14.09.2006 похоронил этого человека на один день раньше. Вероятно, посчитал что Тринадцатое число - лучше подходит в этой ситуации.

"Вот в этом весь наш бедный Вася, - причитала Мама в этот момент, - даже после смерти у него все не так, как у людей..."

Собственно, еще тогда на Капустяном кладбище в Запорожье, у меня впервые появилось некое тревожное ощущение следующей смерти. Следующей и стала Мама. Тринадцатого октября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий