суббота, 23 января 2016 г.

О комедиях

В прошлой теме про "Звездные войны" было много воспоминаний, однако напряженный ритм "послепраздничных" дней все никак не давал записать их. Но выход в прокат очередного нового фильма подтолкнул, наконец, к сегодняшнему рассказу.

Эта тема родилась тогда же 12 января. Для того, чтобы написать ее я сразу же, пересмотрев "Звездные войны", пересмотрел и "Космические яйца" (Spaceballs) - замечательный фильм-пародию Мела Брукса, с шикарными актерами, напичканный гениальной игрой слов (в переводе теряется добрая половина смысла), в любимом моем жанре, который я называю "дурацкие комедии".
Да, есть такой момент. Много лет назад я обратил внимание на то, что поразительным образом в списке моих пристрастий оказываются совершенно противоположные по форме и содержанию произведения киноискусства. С одной стороны - это очень сложные фильмы, которые выворачивают мозг наизнанку, а сама картинка приводит в экстаз. Например такие, как "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча. А с другой - фильмы, на которых мозг нужно просто отключить, и просто поржать, потому что только для этого они и сняты. Это и есть в моем толковании "дурацкие комедии".

"Космические яйца" тут же заставили вспомнить и посмотреть вслед за ними "Аэроплан" замечательного творческого союза Цукер-Абрахамс-Цукер. Тоже невероятная пародия на популярные "фильмы-катастрофы". В свое время (это было в пятом классе, наверное) я впервые "услышал" этот фильм. Что это означает?
Мой сосед по парте, одноклассник, посмотрел "Аэроплан" накануне и пересказывал фильм в классе. Вокруг рассказчика собирались заинтересованные слушатели, количество которых определялось сюжетом фильма и актерским мастерством рассказчика. И в течение получаса, в мельчайших подробностях, мы жадно "слушали" фильм, самостоятельно додумывая детали.

Конечно же, после "Аэропланов" я просто должен был дойти до вершины коллекции "дурацких комедий". Я имею в виду фильм, снятый в Англии еще до моего рождения в 1975 году - "Монти Пайтон и Священный Грааль". Когда я увидел его в первый раз, я уже довольно сносно разбирался в тонкостях английского языка и, несмотря на отвратительное по нынешним меркам качество, получил совершенно незабываемое впечатление. Кажется, я больше всего в жизни смеялся над фильмом именно когда смотрел "Священный Грааль" впервые.

В прошлый раз я отметил разницу в качестве и доступных технологиях просмотра фильмов 30 лет назад и сейчас. И в этот раз "Монти Пайтон" был показательным в этом плане. Посмотрев его пять раз подряд я смог выбрать и сравнить семь разных вариантов перевода и озвучки (ни один из которых, опять же, не является в полной степени правильным), посмотреть с оригинальным звуком и посмотреть еще и с комментариями режиссера Терри Гиллиама, где он делится своими воспоминаниями о процессе создания этого фильма. По сравнению с тем самым первым просмотром (сложно сказать когда это было, но, вероятнее всего, в эфире барнаульского телеканала, на маленьком экране черно-белого телевизора "Сапфир" в конце 80-х годов) - это просто космос...

Тема "о комедиях" родилась независимо от всех последующих просмотров, но, как всегда, что-то подтолкнуло к написанию текста.

Увидел, что недавно в прокат вышел новый фильм с Сильвестром Сталлоне - "Крид: Наследие Рокки". Да-да, тем самым, безоговорочным героем нашего детства, когда мы в видеосалонах, открыв рты, смотрели все эти "Рэмбо", "Рокки" и тому подобные. Спорили тогда на полном серьезе - кто сильнее: Сталлоне или Шварцнеггер?.. Романтика, блин. И даже не шевельнулось ничего, чтобы захотеть посмотреть этот "шедевр" сейчас. Почему?

Почему в последнее время особенно стали утомлять и раздражать дикие цифры после названия фильма? Вот эти "Терминатор 5", "Чужой 4" и так далее? Почему, например, в свое время не пришло в голову Михаилу Булгакову написать "Война и Мир 2"?

Вероятно, производителей кино тоже стала раздражать эта тенденция и начался "ребрендинг" кинофраншиз - они стараются убирать цифры и вместо них дописывать после двоеточия нечто "своеобычное", как, например, в случае с этим же "Кридом". Это, однако, никак не может скрыть факт обесценивания этого кино. Это не более, чем коммерция. Состязание за миллионы и миллиарды долларов, которые при грамотной работе специалистов по продажам может принести своим создателям зрелищный фильм. А смысл? Со смыслом нынче туговато...

И именно поэтому периодически я люблю посмотреть что-то из "дурацких комедий", потому что по определению там не должно быть смысла. Парадокс, но в "дурацких комедиях" 70-х и 80-х годов его оказывается гораздо больше, чем в тех современных фильмах, так красочно продаваемых в дорогих комфортных кинотеатрах с огромными экранами, цифровыми проекторами и умопомрачительным звуком Dolby Surround. 

Вот почему, собственно, размышления на тему "Крида" стали толчком к написанию сегодня. Кадр из фильма "Аэроплан 2: Продолжение" - который демонстрирует в 1982 году воображаемое будущее, в котором первый пассажирский шаттл "Мэйфлауэр" отправляется в первый полет на Луну. Террорист покупает в магазине Duty Free в аэропорту бомбу с часовым механизмом (интересное предвидение современного террористического мира, правда?) и на заднем плане мелькает афиша нового фильма. Мимолетная шутка режиссера. Всего какую-то секунду она находится на экране, но как много говорит!

Дедуля в боксерских перчатках - изображает того же Сильвестра Сталлоне в фильме "Рокки 38". Вот. Собственно, чтобы посмеяться дважды нужно было увидеть рядом афишу "Крид" и кадр из фильма, снятого ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ года назад...



Комментариев нет:

Отправить комментарий