понедельник, 27 апреля 2015 г.

О войне

Я хорошо помню тот день, когда я впервые задавал вопрос своему отцу: "А ты был на войне?" Не смогу сейчас сказать, сколько лет мне было в этот момент, но отчетливо помню уникальное сочетание страха и гордости, которые вскипали внутри меня маленького, когда я произносил эти слова.

Отец тогда объяснил мне в ответ, что на войне он не был, потому что "война" была давно, еще до того, как он родился, но он служил в армии и поэтому, в каком-то смысле, можно сказать, что и он "был на войне"...

Как часто бывает в жизни, никакие, даже самые яркие и подробные, рассказы не могут объяснить, что же такое эта самая "война". Как невозможно объяснить, что такое радость отцовства или материнства. Как невозможно объяснить, что такое жизнь или что такое смерть. Но я помню то ощущение, когда я, как и многие друзья и знакомые в Украине, впервые понял - что это оно... 

Не где-то там в телевизорах или голливудах, а прямо здесь - рядом с нами. Что парни, с которыми ты учился в университете или с которыми ты вот только что работал рядом - могут переодеться в камуфляж и уйти на фронт, с оружием в руках защищать право детей на свободную и лучшую жизнь. Что некоторые из них - не возвращаются с фронта.

Как историк, преподаватель истории и социальных наук... Как "сибирский бандеровец", посвятивший пять лет изучению "Национально-освободительного движения на западно-украинских землях в 40-50-х годах ХХ столетия" (борьба ОУП/УПА, если кто-то не понял) - я очень хорошо знал, сколько спекуляций и сколько искажений хранит этот период нашей истории.

И как радует, что сегодня, среди таких же как я, находятся люди, которые вот так красиво делают такой невероятно простой и проникновенный материал! Показывают не прямиком - в лоб, а иносказательно, на уровне ощущений и эмоций всю эту бурю чувств. Простите, но эти два ролика к очередной годовщине завершения Великой отечественной войны - сегодня просто выбили из колеи. Героям - Слава!

Комментариев нет:

Отправить комментарий