воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Дальше - больше

     Дальше от многоугольников мне пришлось плавненько перейти к многогранникам. Так, совершенно случайным образом, случилось, что пока аспирант обучался в аспирантурах, я работала инженером в лаборатории структурной химии института Неорганической химии Сибирского отделения Академии наук СССР. Пришлось познакомиться поближе, а точнее изнутри с кристаллами. Оказалось это всякие разные и причудливые многогранники. Под руководством талантливых, интересных во всех отношениях научных мужей, писала я программы для ЭВМ, которые рассчитывали всякие характеристики структур кристаллов. Спустя 4 месяца с начала работы, легко выступила с результатами на научной конференции. Был апрель 1971 года. Работать приходилось сверх напряженно - все в то же самое  вольготное ночное время.
   Когда получилось расслабиться и передохнуть, я, как-то внезапно, доперла - графопостроитель-то может  показать все, чего я там насчитала. Аспиранту такое приложение его теории пришлось, вроде кстати. Алгоритмы изображений на уровне школьной геометрии, фигуры получаются эффектные, да и основная тема актуальна - невидимые линии в многогранниках надо удалять. Немаловажно, что программы-то мной уже почти написаны. Пришлось активно сотрудничать не смотря ни на что. К октябрю 1971 года, когда в МГУ проходила кристаллографическая конференция, а вероятнее конгресс, были уже интересные результаты и сделано сообщение. Логотип (правда слова такого вроде еще не было) изготовил графопостроитель. Вот название мероприятия забылось, а ощущения провинциальной девушки, входящей  в это культовое здание не забываются.
     Второй раз мне довелось переступить порог МГУ после защиты аспирантовой диссертации, В то время обучался в аспирантуре МГУ и проживал там же, тот самый друг-однокурсник с которым мы проводили диагонали в многоугольнике. Помню на этаже был шикарный буфет со всякими деликатесами. Как говорится, у нас с собой было и, мы  устроили разбор полетов (сверку стенограммы защиты) по полной программе. А потом еще и по Александровскому саду гуляли. Но это уже был апрель 1974 года.


      А, пока год 1972 и длинная сибирская зима сверхнапряженной работы дала более чем прекрасные результаты. Кажется, уже в начале февраля, я отправилась на конференцию в Черноголовку, где имела потрясающий успех. Накануне отлета подруга меня подстригла так, что научным авторитетом даже и не...  но именно в этом виде настиг меня звездный час.


      Фишка заключалась в том, что выскочила на трибуну перепуганная коротко стриженная девчонка наговорила чего-то про программы для ЭВМ при вежливом непонимании зала. Потом  гаснет свет, а на экране крутится кино - медленно вращается пара цепочек октаэдров - структурное соединение. В докладе-то было сказано, что задача решалась с применением ЭВМ, оснащенной устройствами вывода графической информации, такими как графопостроитель, экран электронно-лучевой трубки (монитор по нонешнему), устройство фиксации на фотопленку (это была работа другого аспиранта), какие там алгоритмы, зависимости - все дела,  но это осталось за кадром.
     Зажегся свет. Стою на трибуне - жду вопросов. В центре первого ряда сидел очень благородного вида мужчина,  С трибуны я его как-то сразу  выделила - порода просто зашкаливала. Вот сидит он "нога на ногу", откинувшись на спинку кресла и говорит, что я показала просто необыкновенное событие - структурный вальс. Потом встал и зааплодировал, а потом в зале встали все и весело захлопали в ладошки, я же потихоньку спустилась со сцены и шла к своему месту плохо ориентируясь в реальности. Незабываемо. Человек этот был с фамилией Порай-Кошиц зав.лабораторией МГУ - один из ведущих кристаллографов (вот о нем статья в энциклопедии, а вот - на странице Химического факультета МГУ).
       Для их кристаллографической науки сделанное было очень важно, полезно и, такого не было еще никогда и ни у кого. Видать. именно поэтому после публикации работы  в академическом журнале мне поступило приглашение на стажировку в Стэнфордский университет самых, что ни на есть соединенных штатов. Для 1973 года это было довольно круто.

      




суббота, 29 ноября 2014 г.

Попытка продолжения

     С недавнего времени стала замечать, что совсем неожиданно и, вроде бы, не к месту появляются в голове моей очень яркие по достоверности и черно-белые по колориту эпизоды моего прошедшего времени. Вот прям, кадры из фильма неизвестного режиссера.
     Это может быть утренник в детском саду - снежинка я там, в марлевом платьюшке и с короной, причем, с полным осознанием своей неотразимой красоты.
     Это могут быть воскресные прогулки с родителями в парке Меланжевого комбината.  Там был пруд с лодками и чудесный мостик. А какой красивый фонтан работал неподалеку!Нарядные граждане плавали на лодочках, играла музыка на танцплощадке. Получается, что через 5 лет после войны была счастливая жизнь и я ее видела. Спустя 30 лет сына туда водила, но ощущения праздника не было - просто старые деревья. Новым был видеосалон в какой-то будочке, где сын мой с увлечением смотрел, кажется, "Звездные войны"с совершенно невнятным переводом,
     Это может быть сюжет про то, как 8 мая в Барнауле пошел снег, при сильном ветре, Мы с другом-однокурсником сбежали с митинга-обязаловки на площади Победы - рядом с моим домом. Потом сидели в креслах напротив друга друга и, под мягким светом торшера,  развлекались проведением диагоналей через 24 вершины многоугольника, чтобы увидеть образовавшиеся концентрические окружности, Он знал про результат, а для меня это было открытием.  Вот как-то так...




        У этого интересного занятия случилось продолжение лет через 5. Мужем моим стал совсем другой однокурсник - даже совсем и не друг оказался. Будучи аспирантом института математики СОАН (дело в Новосибирском Академгородке было), писал диссертацию про графические изображения  с удалением невидимых линий с помощью ЭВМ. Кстати - первая в СССР диссертация была. на эту тему, На самом первоначальном этапе работы с графопостроителем он искал простое и симпатичное  изображение по формулам геометрии, Тут я и вспомнила... Первая картинка с графопостроителя выглядела вот так...



 Картинка получалась после того как в ЭВМ вводилась перфолента с информацией. ЭВМ называлась "Минск-22", лента готовилась на телетайпе. Похоже, что все это мне очень нравилось

         Можно еще добавить, что программы писались на алгоритмическом языке "АЛГАМС". Транслятор МЭИ-3 их переводил в коды ЭВМ, и только потом можно было увидеть ожидаемый результат. Если, всего одна дырочка на перфоленте была не на своем месте, нужно было ее исправить, а потом  повторить всю процедуру. Учитывая время трансляции и сбои ленты-системы, это был еще тот напряг. Наука двигалась под покровом ночи , Днем в машинный зал не пробиться  - все математики хотели передовые технологии применять, Расписание работы пользователей составлялось на неделю. Да уж,,, Это вам не то, что ноут с утреца разбудить, да правой клавишей мышонки клацнуть...Или того хуже, пальчиком по планшету поводить...

пятница, 28 ноября 2014 г.

Пожалуй, я начну...

В августе 2013 года раздался этот далеко не стандартный звонок по телефону.

Многие события, которые происходили со всеми нами после этого - до сих пор кажутся нереальными. Даже когда мы понимаем, что сейчас это уже не просто факт. Так и было на самом деле.

Не об этом речь.

В тот момент, когда поступил этот звонок - были какие-то планы, ожидания и надежды. В тот момент - мы проводили время с ближайшим кругом единомышленников и родственников в "Отеле имени меня", как я до сих пор иногда шутливо называю "Гринотель"
Оглядываясь назад, я понимаю, что именно с этого звонка посыпалась череда потрясений. Их совсем непросто было преодолеть, пережить, но мы это сделали. И, если верить господину Ницше, это означает, что мы стали сильнее.

Скорее всего, ты не хотела звонить и говорить мне об этом. Аня настояла.

Кроме прочего - ты сказала коротко:
- Сегодня были на обследовании, поставили диагноз "рак". Опухоль злокачественная и в такой запущенной стадии, что оперировать невозможно. Сколько в этом состоянии я еще протяну - никто не может сказать. Это может быть месяц, может быть год... не известно. Аня сказала, что теперь точно - пора позвонить и сказать тебе об этом.

С этого разговора прошло уже пятнадцать месяцев.

Жаль, что пространство для записей, созданное здесь неделю назад - появилось так поздно. Возможно, за эти пятнадцать месяцев многое бы происходило иначе и, самое главное, многое было бы описано и зафиксировано на страницах этого блога. Но, как историк-профессионал, я понимаю, что сослагательное наклонение "если бы..." здесь категорически неуместно. А как этнический русский, пусть даже с такими глубокими украинскими корнями, я понимаю, что "русский мужик задним умом крепок". Поэтому - здесь и сейчас.

Я очень хочу, чтобы все, о чем есть вспомнить и о чем есть рассказать (а это ого-го сколько!) - было записано. Слава богу, теперь у нас есть для этого множество инструментов и средств. Возможно, благодаря этим технологиям и инструментам Маша, Саша и Паша в свое время будут лучше понимать происходящее в жизни. Возможно - и мы, в свою очередь, будем лучше понимать, как изменилась жизнь за это время и чем современные дети отличаются от современных им родителей.

Совсем недавно - 23 ноября - в очередной раз поздравляя своего закадычного школьного друга с днем рождения, я написал такие строки: "Поздравляю с очередной датой на этой Земле. Мы уже в том возрасте, какими были наши родители, когда мы познакомились. Очень хочу верить, что через 30 лет нашим детям тоже будет о чем вспомнить и рассказать друг другу! Живи и будь счастлив! ))) ". И эта же фраза вдруг заставила почувствовать другое: мне сегодня больше лет, чем было тебе, мама, когда я с таким трудом, с таким нежеланием появился на свет. Мне сегодня столько же лет, сколько было тебе, когда я так неохотно шел в первый класс в школу.
И тогда я понял, ЧТО ощущает человек в том месте пространства и времени, в котором сегодня находишься ТЫ.

Спасибо тебе, Мама.